Основанная в 1999 году группа «Мельница» в наступившем 2019 году отметит свой 20-летний юбилей. Коллектив изначально сформировался из распавшейся группы «Тиль Уленшпигель», из которого до нашего времени бессменным участником осталась лишь Хелависа, она же Наталья О’Шей — лидер и солистка «Мельницы». За два десятилетия группа прошла несколько этапов развития и значительно расширила диапазон своего звучания, не стесняя его приклеенным публикой к коллективу жанром «фолк». Современная «Мельница» — это и электроника, и акустика, и даже…рэп. Об этом и многом другом 78.ru пообщался с О’Шей перед их рождественским концертом в Петербурге.
— В этом году группе исполняется 20 лет. Как отметите эту дату?
— Планируем большой юбилейный тур. Мы уже напечатали и продаем в качестве мерча на концертах очень красивые календари с группой «Мельница» на 2019 год, готовим юбилейный релиз — это будет и видео и аудио, мы отписали 14 треков в студии. Аудио будет состоять из мельничных лайвов, также будут приглашенные гости, акустика, электро и все остальное.
— Когда группа выпустит следующий альбом?
— Это будет после юбилея, как наберется материал. Предстоит сделать еще очень много. 2018 год был годом релиза Хелависы (сольный проект Натальи О’Шей, четвертый альбом «Люцифераза» — прим.ред). Я сейчас работаю над научно-фантастической повестью о планете Люцифераза, она появится у нас на сайте.
— О чем будет следующая пластинка?
— Не скажу! (смеётся)
Помимо работы в группе, с 2006 года О’Шей начинает развивать свой сольный проект под названием «Хелависа». В настоящий момент Хелависа выпустила уже четыре альбома, последний из который презентовали весной 2018 года. Также Наталья является кандидатом филологических наук — она закончила соответствующий факультет МГУ, на котором до 2014 года даже преподавала, однако ушла из науки в пользу занятий музыкой. Солистка «Мельницы» хорошо говорит на английском и французском, ирландском, шотландском и валлийском, также знает датский, латинский, древнеирландский, древнеанглийский и готский, а еще несколькими владеет на начальном уровне. Помимо этого, Наталья О’Шей ещё и писатель — певица написала ряд детских сказок.
— Переезды, работа в «Мельнице», сольный проект, семья, писательская деятельность - вы очень разносторонний человек. Как вам удается все совмещать?
— По расписанию. Например, в этом году сделали пластинку Хелависы, теперь юбилей «Мельницы», потом альбом группы. Семья — тоже по расписанию. Если посмотреть мой google-календарь, то там разными цветами отмечены школьные мероприятия детей, поездки с «Мельницей» и с сольным проектом, командировки мужа, еврейские праздники, и так далее.
— Вы говорили, что изначальную популярность «Мельнице» принесли фанаты, а что поддерживает её сейчас?
— Фанатский пул конечно, помогает, да, плюс мы научились работать с поклонниками, знаем какие «крючки» им закидывать, у нас прекрасная верхушка фан клуба, которая помогает нам в «ВКонтакте» и Facebook с ведением групп. Также, на самом деле, мы многое взяли в свои руки — сами делаем дизайны афиш, не отдаем их на откуп местным промоутерам, которые могут надергать из интернета афиш пятилетней давности и что-то склепать, очень следим за пресс-релизами на местах, чтобы не было вот этой вот самодеятельности. Как говорится, «не надо песен, я не люблю самодеятельность» (смеется). Мы много берем сейчас на себя в плане организации концертов, работы с местными промоутерами напрямую, дизайна, сайта – у нас он кстати недавно обновился. Также завели канал в Telegram, ну, в общем, мы везде!
В 2004 году Наталья вышла замуж за ирландского дипломата Джеймса Корнелиуса О’Шей. У пары две дочери — 10-летняя Нина Катрина и 7-летняя Уна Тамар. Из-за профессии мужа певица постоянно переезжает и меняет место жительства в зависимости от командировок супруга. В настоящий момент Наталья живет в израильском городе Яффа, неподалеку от Тель-Авива.
— Вы часто переезжаете из-за профессии мужа. Побывав по многих странах и пожив там, где бы вы хотели остаться насовсем, к какой стране лежит ваше сердце? Или вы вечный странник?
— Мне было очень хорошо в Женеве, я была не прочь там остаться конечно. Там мне нравилось все — большая вода, горы, французский язык, на котором я говорю, вино, уточки…Очень люблю Грузию, но не уверена, что смогла бы там жить. Сейчас я живу в Яффа и мне все очень нравится, мне это очень близко.
Я вообще не могу без большой воды, мне было очень плохо в Вене, потому что где Вена, а где Дунай, а сейчас я на море, я выхожу, иду в течение трёх минут и я уже на берегу. Серотонин…Это помогает для всего, потому что гормональный, психологический баланс, он необходим. В нашей работе у нас очень много адреналина, очень много, потому что «аааа ничего не получается, у нас отвалились радиосистемы», «аааа, мы сейчас не успеем на самолет», «аааа авиакомпания «Победа» не регистрирует наши ящики». Потом ты наконец все это делаешь, наконец-то получаешь вот эти эндорфины от публики и у тебя наступает дофаминовый релиз — всё, я сделал! Но серотонина в нашей работе нет, нет этого умиротворения, когда вышел на берег моря и такой: «Есть Господь».
— Вы предпочитаете снимать стресс с помощью лыж, йоги, бега и готовки. Какие блюда любите готовить больше всего?
— Хорошо делаю разные каши, готовлю супы-пюре, у меня есть фирменный горохово-шпинатный-черемшовый суп с копчёностями, также люблю возиться с духовкой — у меня целая куча жаропрочной посуды, так что я готовлю шакшуку, луковый суп, мусаку, запеканки. Печь я раньше любила, мне нравится сам процесс работы с тестом, но поскольку я не ем ни глютен, ни дрожжей, то могу готовить только для других. Но у меня отлично печет старшая дочь, можно делегировать функции.
Я знаю, что если я сейчас разрушу пару вселенных, то просто ухожу бегать на 10 км или проплываю 1,5 км, чтобы «убиться» и выгнать внутренних демонов или хотя бы йогой занимаюсь, чтобы как-то себя сбалансировать. Но я могу отслеживать приближение этого состояния, так что окружающие в порядке.
— В России популярность фолк-групп крайне мала, обычно они имеют свою узкую аудиторию. «Мельница» - исключение из правил. Как вы думаете, повлияет ли ваше творчество на то, что на нашей сцене появятся новые коллективы, работающие в этом жанре или «Мельница» так и останется единственной известной российской фолк-группой?
— Я думаю, что «Мельница» является исключением из правил именно потому, что мы никогда особенно и не хотели играть фолк. Группы, которые появляются и говорят: «Мы хотим быть как «Мельница», мы играем фолк, у нас есть арфа, у нас есть скрипка, у нас есть черта лысого в ступе» — всё, ребят, у вас ничего не получится, просто потому что вы уже изначально уже загнали себя в рамки и сказали что «я буду играть фолк, у нас должны быть непременно драконы, вереск и волки-клинки». Можно даже не начинать. Если ты хочешь играть музыку и идешь следом за ней, идешь туда, куда она тебя ведет, не ты её придумываешь, а ты лишь смотришь, ты копаешься в инструменте и пробуешь что-то, «а давай вот так, куда нас ведет этот аккорд? Что он хочет нам сказать?» - вот это уже и есть работа.
— Вы не ограничивали «Мельницу» рамками фолка и в последних альбомах экспериментировали, добавили даже электронное звучание и планируете и дальше пробовать новое. В этой связи вопрос - сейчас у публики крайне популярен рэп, есть ли вероятность что и «Мельница» попробует сотрудничать с этим стилем?
— С большим удовольствием, я всегда говорила, что с удовольствием бы сделала feat с Оксимироном.
— Как мы работали над Люциферазой? Да никто вообще не знал, что будет эта история про планету на задворках галактики Альхимейра! Как мы работали над Альхимейрой? Я не знала, что будет галактика. Мы сначала писали песни, потом они начали вставать спина к спине и потом на меня сходит некий инсайт и я понимаю, что у нас есть концепция. То есть сами песни образуют концепцию. Это не я управляю тенями на стенах платоновской пещеры, я на них смотрю и они со мной сообщаются.
Это не работает так, что я сперва придумала планету Люцифераза. Сначала я придумала персонажей, а потом придумала песню. И все будут говорить: «Ага, песня о саламандре это она значит про него и вот эту!» - нет, это было совершенно наоборот.
Сначала я написала песни, писала отдельно. Они музыкально сшиваются, у них есть пересекающиеся образы, но не более. Потом я придумала Люциферазу, мы начали работать над её внешним видом и я придумала её отношения приливного захвата со звездой, что она наполовину дневная, наполовину ночная. Затем я попросила Рому Папсуева её нарисовать. Я смотрю — вау, вот он орех Кракатук, и он же глаз, и он же моя планета и думаю: «а еще у нее должны быть два спутника». Потом мы придумали их, Натрикс и Сульфуру, дальше я доделала все это и в процессе презентации Люциферазы у меня вновь открылся этот шланг от космоса и я подумала: «Ух ты, а еще можно написать рассказ про первую высадку на Люциферазу».
Вот я пишу сейчас научно-фантастическую повесть. Пишу фанфик по собственному творчеству, чтобы показать большой средний палец тем, кто пишет фанфики по «Мельнице». Фанфики по «Мельнице» плохие! Они плохие, ребята! Во-первых, они отвратительно написаны, во-вторых, довольно неприятно, когда фанфик пишут про живого человека, например, про тебя. Это стрёмно.
— Вы озвучили Джайну Праудмур по вселенной игры World of Warcraft. А сами играете в видеоигры и разрешаете ли играть детям?
— Мои дети не знают, что такое видеоигры, поскольку я сама в них никогда не играла. Это не традиционное воспитание, просто этот пласт прошел мимо меня. Они играют в обучающее приложение, оно называется Prodigy, там есть все их одноклассники, а учителя дают им доступ к заданиям. У меня самой никогда не было приставки. Примерно как я не умею кататься на коньках, также и тут - не умею вообще и не знаю что это! На коньках, кстати хотелось бы, но у меня два порванных колена, так что страшновато, останусь, пожалуй, на лыжах.
— Как писатель и мама, каких детских авторов вы бы порекомендовали родителям?
— Моя подруга и соавтор Ольга Лишина ведет великолепный блог именно про сказки для детей. Она из покупает, тестирует и очень хорошо обо всем этом пишет. Блог называется «Она же девочка».