Общество
12:157 января 2019

Рождественские гуляния в традиционном стиле: Нечисть, ворожба, посиделки и кулачный бой

78.ru рассказывает, как весело провести новогодние каникулы.
Фото: globallookpress.com/ Zamir Usmanov

Пережить девять дней новогодних праздников — большое испытание. Обычный петербуржец устаёт от непрерывного потока еды и алкоголя уже на четвертый день «марафона», а самые стойкие могут продержаться до седьмого дня. В какой-то момент всё же хочется заняться каким-нибудь плодотворным делом, но тут на первый план выходит финансовая составляющая. 78.ru рассказывает о том, как повеселиться на новогодних каникулах в бюджетном и традиционном стиле.

Старая новая идея

Период святок приходится на промежуток времени от Рождества (7 января) до Крещения (19 января). В этот период к нам в гости стремятся обитатели загробного мира. Сыграть с людьми злую шутку готовы черти, кикиморы, шуликуны и другая нечисть. Но наши предки знали верные способы избежать «потусторонней атаки», поэтому эти 12 дней они проводили весело и задорно.

Конечно, историки и фольклористы подчёркивают, что за всеми этими играми стояли древние языческие ритуалы. Так, святочные гадания напоминают празднования в честь древнего божества Коляды.

Коляда/ Фото: godsbay.ru
Коляда/ Фото: godsbay.ru

Главной особенностью святок является то, что в этот период действует строгий набор запретов на домашнюю работу. Как пишет исследователь Елена Левкиевская, между Рождеством и Крещением нельзя было шить, прясть, чесать шерсть и обрабатывать пеньку, стирать, подметать и мыть полы, белить печь и выгребать из нее золу, рубить дрова.

— Все это нельзя делать, чтобы не потревожить и не обидеть души, которые в эти дни незримо присутствуют в доме среди живых, а главное — чтобы грязью и золой не засорить им глаза, не уколоть, их веретеном, не замазать глиной, — сообщается в книге «Мифы русского народа».

Кого ждать в гости?

Как уже писал сайт 78.ru отечественная нечисть активна круглый год. Оборотни, упыри, кикиморы, черти и многие другие монстры могут навредить человеку в любой день. Тем не менее во время святок они становятся ещё более вредоносными. Кроме того, только в период между Рождеством и Крещением многая нечисть готова показать своё истинное обличие.

Так, на святки или в ночь перед Рождеством можно узнать, как выглядит кикимора. Суеверные считают, что в этот период она рожает детей — шушканов. Страшные детёныши сразу после появления на свет вылетают в трубу и живут на улице до Крещенья.

Кикимора/ Фото: vk.com/artbook_bestiary
Кикимора/ Фото: vk.com/artbook_bestiary

В это же время по улицам деревень и городов бегают шиликуны (шуликуны, шилиханы, кулешы и кулешаты). Эти маленькие злые человечки передвигаются стайками. С Рождества до Крещения они вредят людям, а после 19 января исчезают. Их основная задача — пакостничать и заниматься зловредительством. Они заманивают пьяных в сугробы, бродят ночью по деревне, заглядывают в окна и пугают детей.

— Шуликуны вылезают на землю из воды — из речной проруби илиболота. Они очень маленького роста — размером скулачок, и с заостренными конусообразными головами, которыми они долбят во льду проруби, чтобы выбраться на землю, — пишет Елена Левкиевская.

В какой-то момент шуликунами стали называть не только демонов, но и ряженых. На святки молодые люди группами бегали по селу и пугали прохожих.

Важную роль в период новогодних каникул играет банник — дух, живущий в деревенской бане. Он не является злым существом, скорее это родственник домового (защитника рода). Тем не менее даже банника можно разозлить. Тогда дух начинает вредить нарушителю запретов. Например, нельзя топить баню и ходить в неё в праздники, на святки, ночью, особенно в полночь. Считается, что в это время там моются черти или сам банник.

Фото: globallookpress.com/ Anatoly Lomokhov
Фото: globallookpress.com/ Anatoly Lomokhov

В гости также может заглянуть леший. На святки он покидает свою обитель и способен даже зайти в ваш дом. Так, многие деревенские жители рассказывают истории, что во время какой-нибудь бурной вечеринки, когда все пляшут и веселятся, в углу комнаты неожиданно появляется «еловый гость».

— А в одну избу, там гулянка была, зашел леший. Его и не заметили. Он зашел, голову на воронец положил и хохочет. Сам весь еловый, и руки, и голова. Тут его все заметили. Испугались все, а он пропал, — пересказывает историю Левкиевская.

И, конечно, принять участие в посиделках и гаданиях рвутся черти. Они могут принимать любой облик. Чаще всего их видят в образе молодых парней, которые «намыливаются» на девичьи сборища. Отличить от людей чертей можно, если внимательно присмотреться к незванному гостю. У черта сзади хвост, а на ногах копыта. От этой нечисти советуют держаться подальше, иначе «одни шкуры ободранные останутся».

«Бесовские игрища»

Почти всю нечисть можно было изгнать относительно легким способом: нужно либо перекреститься, либо дать дёру (а лучше всё сразу). Поэтому из-за незваных гостей с того света наши предки особо не переживали. Наоборот, у них был целый набор развлечений, в которых принимали участие все — мужчины и женщины, молодые и старые.

Фото: globallookpress.com/ Zamir Usmanov
Фото: globallookpress.com/ Zamir Usmanov

Всей деревней они колядовали (делали ритуальные обходы местности с песнями и славлениями), переодевались в зверей и персонажей фольклора. Самыми популярными на святках были маски шуликунов. «Мелкие демоны» сбивались в группу, бегали по дорогам и хулиганили. Часто это были только молодые люди, которые также принаряжались в рваную одежду и вывернутые тулупы. Они пугали девушек, старались догнать их и вывалять в снегу. Свои костюмы были и у бабушек. Они любили представать в образе кикимор. Эту нечисть обычно представляли как маленькую, безобразную, скрюченную старушку в лохмотьях. Поэтому пожилые женщины одевались в рваную одежду. С длинной заостренной палкой они садились на полати, свесив ноги. Прохожие бегали вокруг повозки с «кикиморами», хватали их за ноги, а те отбивались от обидчиков подручными средствами.

Другой важной составляющей святок и гуляний перед Рождеством являются гадания. Здесь на первое место выступает баня. Именно в ней совершались все обряды и действия, которые не одобрялись православием. Здесь гадали, колдовали, играли в карты и вызывали нечистую силу. Иногда в бане даже посвящали в колдуны и ведьмы. Самыми распространёнными были гадания на имя будущего мужа. Интересно, что «заглядывали в будущее» обычно только девушки и женщины, молодые люди и мужики коротали время иначе.

Наиболее популярным способом узнать будущее было метание валенка (сапога или туфельки). Девушки должны поочередно бросать обувь на дорогу. По направлению носка можно узнать, откуда приедет их будущий супруг. Но, если сапог указывает на дом гадающей, то в этот год она замуж не выйдет.

Фото: globallookpress.com/ Zamir Usmanov
Фото: globallookpress.com/ Zamir Usmanov

На святках девушки также гадали на женихов и другими способами. Так, для одного из обрядов нужно было вечером подойти к бане.

— Делалось это следующим образом: та, что гадала, поднимала юбку и просовывала заднюю часть тела в приоткрытую дверь. Считалось, что банник должен дотронуться до нее своей лапой. Если лапа была голая и когтистая, это означало, что ее жизнь в замужестве будет бедная, а свекровь лютая. Если банник гладил девушку мохнатой лапой, она верила, что брак будет счастливым, а муж богатым, — пишет Елена Левкиевская.

Другое гадание связано с гуменником — мифологическим персонажем, обитающим на гумне (сарай для сжатого хлеба). Так, желающие заглянуть в будущее под Новый год ходили слушать звуки на гумно. Если слышалось, что гребут зерно, то гадающий будет жить хорошо, но, если же послышится, что метут метлой по пустому гумну, — жизнь будет бедная.

Гадали и в хлеву. В темноте девушки наугад выдёргивали клочки шерсти у скотины. Таким образом можно было определить цвет волос будущего мужа. Также можно было поджигать шерсть. Если пепел полетит вверх, то жених придёт скоро в гости.

Фото: globallookpress.com/ Zamir Usmanov
Фото: globallookpress.com/ Zamir Usmanov

Популярное было и гадание на воске. Помощи здесь просили у домового. Воск надо растопить в кружке, а в небольшую тарелку стоит налить молока. Затем в жидкость выливают воск и пытаются узнать будущее. Застывший крест грозит болезнями, цветок говорит о свадьбе, звёздочки принесут удача на службе и в учёбе, а зверь расскажет о появлении недруга. Если же воск будет течь полосками, то предстоят дороги и переезды.

Пока девушки гадают и пытаются приподнять завесу неизвестного, молодые люди и мужики проводят время за кулачным боем. У этой утехи есть ряд простых правил. Например, нужно драться только на кулаках и использовать три ударных поверхности: головки пястных костей, основание кулака со стороны мизинца и головки основных фаланг. Бои обычно проходили на замёрзших реках и озёрах. Их существует три вида «один на один», «стенка на стенку» и «сцеплялка-свалка»(две стороны борющихся смешивались и дрались маленькими группами).

И, наконец, последним видом святочных развлечений являются посиделки (вечорки). Здесь присутствовали как парни, так и девушки. Главной целью посиделок считалось не столько весёлое времяпрепровождение, сколько обретение пары. Во время вечорок обычно играли в игры. Очень популярна была игра «Золото хоронить» («Колечко»).

Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

Участники садятся в ряд и скла­ды­вают руки так, чтобы ладони напоминали створки раковины. Руки надо держать перед собой. У водящего в сложенных руках находится колечко (пуговица, монетка и т. д.), он подхо­дит к каждому из игроков по очереди и опускает свои руки в их. Ведущий должен незаметно подложить кому-то колечко, а игроки должны угадать, кому же оно досталось. Когда ведущий обошёл всех игроков, то он отходит в сторону и го­ворит: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» Игрок с кольцом должен быстро вскочить и добежать до него, а остальным нужно было остановить «избранного». Если игроку с коль­цом удалось избежать разъярённой толпы, то он водит в следующем раунде, если же побег не удался, то водящим остается прежний игрок.

Можно сопровождать игру традиционной песней: «Уж я зо­лото / Хороню, хороню, / Чисто сере­б­ро / Я схо­раниваю. / Я у батюшки в терему, в те­ре­му, / Я у матушки в высоком, в высо­ком. / Пал, пал перстень / В калину-малину, / Чер­ную смородину; / Очутился перстень / Да у дво­рянина, / Да у молодова / На правой на ручке, / На правом мизинце. / Гадай, гадай, девица, / В коей руке былица, / Через поле идучи, / Русу косу плетучи, / Шелком припле­таючи, / Златом превиваючи, / Девушка гада­ла, да не отгадала. / Вы подруженьки, вы мои, вы мои, / Вы скажите, не утайте, / Мое золото отдайте: / Меня мать будет бить / По три утра, по четыре, / По три прута золотые, / Четвер­тыим жемчужныим. / Девицы гадали, да не отгадали; / Господа дворяне, отгадайте сами».

Больше интересных новостей читайте в нашем канале на «Яндекс.Дзен».

Новый годИстория
Новости партнеров