Прямой эфир

Что почитать на новогодних каникулах? Семь интересных книжных новинок 2018 года

Маргарита Звягинцева
2 января 2019, 19:36
Первая неделя января — идеальное время для того, чтобы сварить себе кружечку пряного какао, подвинуть кресло поближе к пылающей батарее и почитать хороший роман. Рассказываем о самых интересных книгах, вышедших в 2018 году.
Фото: pexels.com

Виктор Пелевин, «Тайные виды на гору Фудзи»

В сентябре прошедшего года Виктор Пелевин, по его личной традиции, выпустил свой очередной «осенний» роман. Главный сюрреалист отечественной литературы, мастер гипертекста и Борис Гребенщиков от пера и бумаги, Пелевин себе не изменяет — выпускает по роману каждую осень. А мы ждём и читаем.

В вопросе о том, каким же получился последний на данный момент роман Виктора Олеговича, критики единого мнения не имеют. Кто-то говорит, что «Тайные виды...» — едва ли не лучшее произведение писателя после «Generation П» и «Омон Ра», а кто-то уверен, что произведение имеет исключительно проходной характер. По какую сторону баррикад окажетесь вы — решать только вам.

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

Дмитрий Быков, к примеру, считает: Пелевин по-прежнему остаётся исключительно увлекательным рассказчиком, и роман получился также весьма увлекательным. Да к тому же — весёлым и лёгким. Однако Быков уверен, что «Фудзи...» — произведение «служебное» и вторичное по отношению к самым громким работам автора.

Тем не менее, почитать роман весьма интересно — особенно тем, кто любит всей душой фирменные пелевинские каламбуры, речевые парадоксы и нетривиальную авторскую этимологию.

В романе вы найдёте отсылки и к ультрасовременным тенденциям — например, феминистскому движению и хэштегу #metoo, и к древней японской культуре, но всё это, как обычно, лишь фильтры, через которые автор предлагает взглянуть на собственное бессмысленное бытие и судьбу мироздания.

Сюжет же переносит нас в серые будни простого русского олигарха Фёдора Семёновича, на его простенькую и непритязательную яхту, прямо в океан. Пресыщенный Фёдор встречается на яхте с современным демоном — представителем старт-апа из Сколково. Соглашаясь протестировать фантастические возможности старт-апа, олигарх оказывается в пучине глубоких трансцендентных переживаний. Вынесет ли Федя из этой буддистской мясорубки что-то по-настоящему важное для себя?..

«Олигархическая» линия у Пелевина, разумеется, не единственная. Есть и второе, параллельное течение сюжета. В нём автор развивает «женскую» тему, противопоставляя её «мужской». И делая глубокий антифеминистский (и ощутимо мизогинический) вывод: видимо, наступает конец мира, ибо женщины в своём зле идут до конца.

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

Впрочем, некоторые критики оправдывают Пелевина тем, что он не любит не только женщин, но и людей в принципе — в целом и без разбора.

Гузель Яхина, «Дети мои»

Три года назад казанская писательница Гузель Яхина ворвалась в отечественный литературный мир с ярким историческим романом «Зулейха открывает глаза», который получил множество премий, причём не только в России, но и за рубежом — к примеру, во Франции.

Критики оценивали творчество Яхиной совершенно по-разному, и исключительно положительно, и глубоко негативно. В целом, конечно, любые оценки здесь зависят от личных моральных установок читателя — ведь в «Зулейхе», как в сказках и баснях, мораль выведена совершенно чётко и неприкрыто.

Фото: globallookpress.com/ Komsomolskaya Pravda
Фото: globallookpress.com/ Komsomolskaya Pravda

В мае 2018 года была опубликована вторая книга писательницы — «Дети мои». Произведение уже высоко оценили не только критики, но и деятели искусства — к примеру, режиссёр Алексей Учитель заявил журналистам, что планирует снять фильм по новому роману Яхиной. Студия Учителя уже давненько приобрела права на произведение.

Интересно, что Гузель Яхина — сценарист по образованию и первой профессии. Однако сама превращать собственное произведение в сценарий Гузель не будет. По словам Алексея Учителя, писательница уже давно и вовсю работает над новым романом.

Так о чём же «Дети мои»? Как и первое произведение Яхиной, этот роман отталкивается от исторических реалий и вполне реальной географии прошлого. Но назвать его историческим сложно — события не слишком претендуют на реализм. Судьба главного героя преломляется в сказочных, фэнтезийных призмах, превращая книгу в полуфантастический роман с отсылками к истории.

Действие произведения происходит в 1920-х годах, в немецкой колонии на Волге. Главный герой — учитель словесности Якоб Бах, преподающий детям Гёте, до которого им вовсе нет дела. Когда-то давно он полюбил прекрасную Клару, бежал с ней от гнева её отца, поселился на хуторе за Волгой и счастливо ждал рождения первенца.

Родилась дочь, но любимая умерла при родах. И Якоб был вынужден вернуться в народ, чтобы снова преподавать, растить дочь Анче и приёмного сына Ваську, и сочинять необычные сказки. Удивительные истории, которые придумывает Якоб, самым невероятным образом воплощаются в жизнь. Но к чему это приведёт?

В романе немало отсылок к фантастическим мирам патриарха мирового фэнтези — Толкина. И поволжские немцы походят на хоббитов, и шульмейстер Бах чем-то напоминает Бильбо Бэггинса... Сама Гузель Яхина рассказывала в интервью, что долго раздумывала — имеет ли она право браться за жизнь и быт чужого народа? Но, в итоге, поволжские немцы в «Детях моих» оказались больше ширмой для сказки.

Борис Акунин, «Не прощаюсь»

Детективы Бориса Акунина уже много лет занимают первые строчки в рейтингах самых любимых и читаемых романов у россиян. История Эраста Фандорина, агента Третьего отделения, вице-консула России в Японии, инженера и частного детектива, тянется уже двадцать лет — с первого романа «Азазель», опубликованного в 1998 году.

Фото: globallookpress.com/ Pravda Komsomolskaya
Фото: globallookpress.com/ Pravda Komsomolskaya

В честь двадцатилетнего юбилея серии Григорий Шалвович решил «совершить что-то этакое». А именно — убить, наконец, своего героя. В феврале 2018 года вышел в свет роман «Не прощаюсь», который, как заявил сам Акунин, является последней книгой серии об Эрасте Фандорине.

К слову, первую главу романа писатель опубликовал почти ровно год назад, 1 января 2018 года, на свой странице в Facebook. Сам же роман был опубликован точнёхонько в двадцатую годовщину серии — 8 февраля.

Критики отмечают, что детективом в последнем романе серии пахнет достаточно слабо. Вместо этого автор глубже окунается в исторические реалии начала XX века (действие происходит в 1918—1921 годах) и больше рассуждает на тему «а что, если бы?..»

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

Есть у этого романа и другая особенность — он является кроссовером, объединяющим разные вселенные, созданные самим писателем. Так, в книге появляется Алексей Романов, герой совсем другой серии — «Смерть на брудершафт». В целом же, «Не прощаюсь» получился больше именно историческим романом, нежели детективом. Но поклонники писателя его наверняка оценят.

Кроме того, название заставляет задуматься: действительно ли Фандорин погиб? Или это лишь сюжетный ход в честь юбилея, и в наступившем году Акунин планирует его оживить?..

Стивен Фрай, «Миф. Греческие мифы в пересказе»

Замечательный английский актёр (а если вы не знали — также писатель и драматург) вложил в свою интерпретацию древнегреческих мифов максимум собственного чувства юмора, тонкого вкуса и, при этом, трезвого взгляда на человечество с его историей, культурой и страстями.

Да, многие сюжеты коротких историй этой книги должны быть знакомы вам ещё с детства. Правда, некоторых историй в школе не касались, потому что далеко не все греческие мифы достаточно невинны, чтобы включать их в школьную программу. Будучи взрослыми, все мы прекрасно осознаём: Зевс у греков был редким деспотом и пройдохой, а Гера, на самом-то деле, оказывается лишь уставшей женой, замученной изменами мужа.

Фото: globallookpress.com/  Serguei Fomine
Фото: globallookpress.com/ Serguei Fomine

Кроме того, тысячи лет назад, когда не было ни мессенджеров, ни соцсетей, ни малейшего намёка на инстаграм, у людей было мало по-настоящему занимательных развлечений. Греки, в основном, пили вино, рукоплескали комедиям и пускались в беспорядочные половые связи. Между делом же кормили богов и сочиняли довольно откровенные истории об их похождениях.

Довольно откровенно, но исключительно легко, забавно и с юмором Стивен Фрай переложил древние легенды — так, что читать одно удовольствие.

Дина Рубина, «Рябиновый клин»

Тем, кто обожает волшебные и эпичные истории о большой и чистой любви, непременно следует прочитать роман Дины Рубиной «Рябиновый клин». Книга появилась на полках книжных лавок 19 сентября прошедшего года — в день 65-летнего юбилея писательницы.

«Рябиновый клин» — первая книга трилогии «Наполеонов обоз». Как рассказала сама писательница, роман получился «нежным и волнующим». Сначала мы перенесёмся в 1812 год, во времена войны с Наполеоном, и узнаем, что один из адъютантов французского правителя не смог бежать на родину вместе с обозом, полным награбленного золота. Пришлось остаться в России, жениться на русской девушке и изменить свою фамилию на русский манер.

Фото: dinarubina.com
Фото: dinarubina.com

И вот уже его потомок встречает любовь всей своей жизни спустя две сотни лет, влюбляется, страдает, расстаётся и снова находит силы полюбить. И всё это — на фоне множества других, ничуть не менее интересных сюжетных линий.

Сара Андерсен, «Дрессировщик котиков. Руководство по выживанию в безумном современном мире»

Сара Андерсен — исключительно популярная американская художница, завоевавшая огромную любовь многих тысяч своих поклонников благодаря своим комиксам. В комиксах, обозначенных Сарой собирательным наименованием Sarah's Scribbles, художница рассказывает о буднях своего альтер-эго — смешной и неказистой рисованной девочки, живущей с умным кроликом-реалистом.

В комиксах Сары многие могут узнать себя и свою жизнь — несмотря на различия культур и даже полов. Забавные графические метафоры на тему бесконечной прокрастинации, страха взрослой жизни, отношений, проблем интровертов, лишнего перфекционизма и прочих подобных вещей Сара выкладывает в свой инстаграм — и неизменно «зарабатывает» как минимум четверть миллиона лайков.

Выпускает художница и бумажные книги, у каждой из которых — своя тематика. «Дрессировщик котиков» — именно та книга, которая поможет не просто скоротать вечер, а понять, что твои проблемы не так уж непреодолимы и страшны, ведь миллионы людей, как и Сара, сталкиваются в жизни с тем же самым.

Ричард Докинз, «Неутолимая любознательность. Как я стал ученым»

Ричард Докинз — один из самых известных учёных и популяризаторов науки нашего времени. Профессор Оксфордского университета, этолог и биолог, Докинз стал широко известен благодаря своей книге «Эгоистичный ген», опубликованной в 1976 году. В своей работе автор излагал теорию, согласно которой эволюция происходит, в первую очередь, на генном уровне, а естественный отбор на уровне индивидов и племён оказывает совсем не такое серьёзное влияние на изменение мира.

Фото: globallookpress.com
Фото: globallookpress.com

Между прочим, именно Ричард Докинз ввёл в употребление термин «мем». Правда, в понимании автора термин этот обозначал вовсе не забавную картинку с расхожим смыслом, а единицу информации, которая передаётся от одного носителя к другому и несёт в себе определённую мутацию.

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

«Неутолимая любознательность» — произведение не научное. Это автобиография, мемуары состоявшегося биолога и первооткрывателя, история его становления как учёного и как личности. Кроме того, в книге представлены весьма яркие и интересные срезы британского общества, относящиеся к разным периодам жизни учёного. Так, мы можем окунуться в быт студентов Оксфордского университета конца 1950-х, и узнать, чем же поколение Докинза так разительно отличалось от предыдущего.