Прямой эфир

Уничтожать, пока они не выросли: в Петербурге придумали новый способ борьбы со свалками

Александр Лобановский
21 декабря 2018, 16:20
Несанкционированные свалки необходимо ликвидировать «в зародыше», решили депутаты Законодательного собрания. Они предложили ввести в законодательство новый термин, а также дать возможность заработать муниципалам.
Фото: globallookpress.com/ Semen Likhodeev

Комиссия по экологии и природопользованию Законодательного собрания Петербурга в четверг, 20 декабря, одобрила законопроект, направленный на борьбу с мусором и отходами, незаконно сваленными на территории города. Его внесли глава комиссии Мария Щербакова, а также депутат Денис Четырбок, возглавляющий Комитет по законодательству ЗакСа.

Сейчас в городском законодательстве есть понятие «несанкционированная свалка», прописаны ответственность за ее создание и обязанность районных властей такие свалки ликвидировать. Несанкционированными свалками считается «место нахождения отходов производства и потребления площадью более 10 кв. м, не обустроенное в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды». Как пояснила Мария Щербакова, 10 кв. м — это один грузовик с мусором.

— Места несанкционированного сброса отходов, не соответствующие указанным критериям по площадным показателям, «выпадают» из законодательного регулирования, — подтвердил глава Комитета по природопользованию Петербурга Игорь Григорьев в своем отзыве на законопроект.

Между тем, гораздо эффективнее бороться со свалками, если уничтожать их «в зародыше». Переиначивая известную поговорку, мусорят там, где грязно. Для таких «недосвалок» придумали специальный термин «навал отходов (мусора)». И предложили ввести штрафы за его организацию: 2 — 3 тыс. рублей для граждан, 20 — 40 тыс. для должностных лиц и 40 — 200 тыс. рублей для юрлиц.

Фото: globallookpress.com/ Sergey Kovalev
Фото: globallookpress.com/ Sergey Kovalev

Это несколько меньше, чем ответственность за полноценные свалки: 2 — 5 тыс. рублей для граждан, 20 — 50 тыс. для должностных лиц и 500 тыс. — 1 млн для юрлиц. Вот только штрафуют, как правило, именно «физиков». Застуканный с поличным водитель грузовика с отходами, практически никогда не признается, что выполняет чьи-то распоряжения и платит лишь за себя. Изменит ли как-то эту ситуацию новый закон, осталось неясным. Однако чиновники, непосредственно занятые экологическими вопросами, его поддержали.

— Считаем, что введение такого понятия (навал мусора — ред.) очень целесообразно с точки зрения предотвращения разрастания свалок. Дело в том, что, чем раньше ты уберешь небольшое скопление мусора, тем меньше вероятность, что на данном месте вырастет настоящая несанкционированная свалка, — заявил замглавы Комитета по природопользованию Александр Кучаев.



Одобрительно высказались и представители Комитета по благоустройству. Районных чиновников и муниципалов, которым предстоит работать с законом в случае его принятия, предусмотрительно не позвали. Впрочем, последним пообещали бонус — что штрафы за навал мусора пойдут в муниципальные бюджеты. Правда, из законопроекта это напрямую пока что не следует. Тем не менее, Мария Щербакова излучала оптимизм.

— Действительно, эта ситуация позволит муниципальным образованиям более оперативно решать вопросы и более конкретно, — сказала она.
Мария Щербакова/ Фото: пресс-служба Законодательного собрания Санкт-Петербурга
Мария Щербакова/ Фото: пресс-служба Законодательного собрания Санкт-Петербурга

Но и у депутатов нашлись вопросы к законопроекту. Сергей Купченко указал на возможные несоответствия с федеральным законодательством.

— Если мы не привяжем к терминам федерального законодательства, то по сути дела мы вводим, превышая федеральное законодательство, требования об административной ответственности за что-то, чего федеральным законом не определено, как понятие, — витиевато объяснил он.

Текст документа готовили юристы двух комитетов, парировала Мария Щербакова.

Константин Чебыкин заинтересовался, на каком основании будут выделяться средства на ликвидацию навалов мусора. Чиновники заверили, что решат этот вопрос.

— Вот начнем работать, а дальше будет видно. Давайте ввязываться в эту историю для того, чтобы навести порядок, — подвела итог обсуждению Мария Щербакова.