Прямой эфир

Дело пахнет керосином: насколько подорожают авиабилеты?

Александр Лобановский
3 декабря 2018, 15:50
Российские авиакомпании просят государство о финансовой поддержке, сетуя на дорожающий керосин. В противном случае обещают рост цен на билеты в полтора – два раза. Власти предлагают им задуматься о собственной эффективности.
Фото: пресс-служба Пулково

В ближайшее время глава Правительства РФ должен получить доклад о ситуации в авиационной отрасли. Его готовят Минтранс, Росавиация, ФАС и Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ, объединяет крупнейшие авиакомпании страны), сообщил 78.ru заместитель исполнительного директора АЭВТ Борис Шукуров.

Такую работу поручено провести после того, как АЭВТ в конце ноября обратилась в правительство фактически с криком о помощи. В своем обращении авиаторы жаловались на убытки и просили власти предоставить им налоговые льготы.

Заправка дорожает

Цены на авиационное топливо выросли в 2017 году на 20%, а с начала 2018 года — на 36%, говорится в обращении АЭВТ.

— Рост цен на авиатопливо особенно негативно сказался на финансово-экономическом состоянии авиакомпаний. По оперативным данным за 9 месяцев 2018 года, общий убыток операционной деятельности авиакомпаний составил более 19 млрд рублей; при этом, убыток авиакомпаний на внутренних воздушных линиях увеличился в 7 раз и составил 34 млрд рублей, — пишут авиаторы.
Фото: пресс-служба аэропорта Пулково
Фото: пресс-служба аэропорта Пулково

Прогноз АЭВТ по дальнейшему росту цен на авиакеросин неутешительный. В связи с этим, ассоциация просит предоставить авиакомпаниям субсидию из бюджета, а также налоговые вычеты.

Интересно, что лидер российского рынка авиаперевозок (занимает на нем почти 50%) группа «Аэрофлот» убытков отнюдь не терпит. По итогам трех кварталов этого года она получила прибыль в размере 22,49 млрд рублей. Правда, это на 17% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Но данные о росте цен на топливо «Аэрофлот» озвучивает такие же.

Назад, на биржу

Официально с авиакеросином в стране вроде бы все совсем не так плохо, как говорят авиаперевозчики. Росавиация ежемесячно публикует справки о ценах на авиационное топливо в аэропортах страны. Из них выходит, что с января по ноябрь они повысились всего на 9,6%. В АЭВТ утверждают, что речь идет о разных методиках подсчета.

— Мы живем в параллельных мирах… Они просто берут цены участников топливного рынка, которые они установили в каждый конкретный момент времени, и берут среднее арифметическое. А мы говорим о том, сколько топлива и по какой цене закупали авиакомпании, — объясняет Борис Шукуров.
Фото: пресс-служба аэропорта Пулково
Фото: пресс-служба аэропорта Пулково

Тем не менее, Минтранс, которому подведомственна Росавиация, проблему признавал. В сентябре этого года министерство предлагало выплатить авиакомпаниям 22,5 млрд рублей в качестве единовременной компенсации резкого увеличения стоимости авиатоплива. Но правительство пока воздержалось от таких действий.

Уже после обращения АЭВТ, на ситуацию отреагировала ФАС. Антимонопольщики предложили свое решение проблемы — запуск масштабных торгов авиакеросином на бирже. Некоторые авиакомпании закупают топливо на биржевых торгах и сейчас, но такой способ имеет свои издержки. Главная — спекулятивный характер многих сделок.

— Если влияние на биржу могут оказывать, по большому счету, спекулятивные сделки, то для авиакомпаний это может обернуться вообще непредсказуемой динамикой цен и непредсказуемыми расходами, — указывает глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Поэтому большинство крупных авиакомпаний заключают с поставщиками топлива долгосрочные контракты. Цена в этом случае определяется по специальной формуле, которую в свое время предложила… та же ФАС!

— Ровно 10 лет назад они нас убеждали, что надо покупать, согласно формуле на топливо. Они призывали к тому, от чего сейчас наоборот призывают отказаться, — недоумевает Борис Шукуров.
Фото: пресс-служба аэропорта Пулково
Фото: пресс-служба аэропорта Пулково

Одновременно с этим авиакомпаниям намекают на то, что им самим неплохо было бы повысить эффективность.

— Последние два года керосин рос опережающими инфляцию темпами. А предыдущие три года — с 2014 по 2016 год — цены стояли. При этом стоимость билетов не стояла на месте. Поэтому тут нужно говорить не о среднегодовых ценах, а в целом про экономику компаний, — заявил на днях замглавы ФАС Анатолий Голомолзин.

Анонимные источники идут дальше и прямо заявляют, что авиакомпаниям на самом деле нужны деньги, чтобы платить за взятые в лизинг самолеты, а топливо — лишь предлог. Также сообщалось, что в зарубежных аэропортах топливо дороже на 30%, но иностранные авиакомпании не просят денег у своих государств.

Заплатят пассажиры

Между тем, цены на билеты уже начали расти. По данным «Российской газеты», в этом году они увеличились в среднем на 6% — с 13 до 14 тыс. рублей за билет в обе стороны. Заграничные перелеты подорожали на 5%, с 26,2 тыс. до 27,4 тыс. рублей. «Аэрофлот» дважды повышал топливный сбор, за счет которого билеты стали, в среднем, на 400 рублей дороже.

— Ожидать, что цены и дальше будут удержаны, маловероятно. Будет коррекция в сторону увеличения. Не думаю, что она будет равна такому же увеличению, как цены на топливо, но повышение цен, к сожалению, в такой ситуации неизбежно, если не будут приняты какие-то компенсационные механизмы для авиакомпаний, — говорит Борис Шукуров.

Фото: пресс-служба аэропорта Пулково
Фото: пресс-служба аэропорта Пулково

Генеральный директор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак считает, что цены на билеты достигнут среднего уровня, соответствующего 100 долларам за 1 тыс. км пути. Это значит, что «средний» билет из Петербурга в Москву подорожает с нынешних 2 тыс. рублей до почти 4 тыс. Но цены будут расти постепенно.

— Сначала резко подорожают билеты премиальных классов. Но мест бизнес-класса мало и коэффициент заполняемости на некоторых рейсах очень низкий. Потом будут дорожать билеты экономического класса с возможностью отмены и возврата. Самые дешевые билеты будут дорожать меньше всего, — прогнозирует Борис Рыбак.

Олег Пантелеев не соглашается — в условиях конкуренции и ограниченной платежеспособности пассажиров повышать цены авиакомпании не рискнут.

— Авиакомпании хотели бы повышать цены на авиабилеты пропорционально росту своих издержек, но существует эластичность спроса. Как только цены перестают устраивать потребителя, потребитель тривиально перестает летать. И авиакомпании очень четко ощущают эту ситуацию на себе, — объясняет Олег Пантелеев.

Но он прогнозирует не менее радужные последствия — банкротства авиакомпаний. В последние годы в России это не редкость. Ушли с рынка такие крупные игроки, как «Трансаэро» и «ВИМ-Авиа». Если отрасль будет фактически монополизирована «Аэрофлотом», то он сможет фактически диктовать свои условия пассажирам.