Любимый актёр Соррентино — Тони Сервилло: о влиянии русской культуры, опере и магии театра

Великий кинополитик
Всего два месяца назад в Северной столице прошло главное событие года для всех истинных кинолюбителей — фестиваль «Послание к человеку». В рамках международного кинофорума был показан последний фильм итальянского режиссёра Паоло Соррентино — «Лоро».
Кинокартина повествует о жизни одного из самых ярких и неоднозначных политиков современности — Сильвио Берлускони. Главную роль в фильме Соррентино сыграл актёр Тони Сервилло, который уже появлялся в работах режиссёра.
Так, широкую известность и популярность Сервилло принесла роль писателя Джепа Гамбарделлы в картине «Великая красота». Фильм был отмечен не только «Оскаром», но также «Золотым глобусом» и премией BAFTA. Кроме того, яркие и запоминающиеся роли актёр сыграл и в других известных фильмах.
В картине 2008 года «Изумительный» того же Соррентино он предстал в образе бывшего премьер-министра Италии Джулио Андреотти. А в детективе 2017 года «Девушка в тумане» сыграл инспектора Фогеля.

Но кино, на самом деле, занимает лишь небольшую часть жизни Тони Сервилло. В интервью петербургским журналистам итальянец признался, что обычно снимается в двух-трёх фильмах в год. Большую часть своей творческой жизни он проводит в театре, причём не только как актёр, но и как режиссёр.
Спектакль об актёрах и режиссёре
В ноябре 59-летний итальянец посетил Петербург уже в третий раз. В рамках программы VII Международного культурного форума он привёз в Северную столицу свой новый спектакль — «Эльвира». Первый показ «Эльвиры» состоялся 16 ноября на основной сцене Малого драматического театра. Отметим, что постановку представили на языке оригинала — итальянском, с русскими субтитрами.
«Эльвира» — пьеса Бриджит Жак о французском режиссёре и актёре Луи Жуве, который родился в конце XIX века и пережил две мировые войны, не отступая от профессии. В центре повествования — уроки Жуве и его ученицы Клаудии, которая пытается постичь сакральные тайны актёрского мастерства, раз за разом разыгрывая вместе с преподавателем одну и ту же сцену из мольеровского «Дона Жуана».
По сути, «Эльвира» — ничто иное, как пьеса о театральном искусстве, о его постижении актёром, а также о том, как искусство помогает переживать человеку такие страшные вещи, как война. Главная героиня под руководством преподавателя проходит эволюцию от довольно топорного исполнения до тонкого чувствования роли.

Интересно, что пьеса рассказывает реальную историю — как Луи Жуве был самым настоящим мэтром французского театра, так и Клаудия, его ученица, существовала на самом деле (правда, в реальности девушку звали иначе). В спектакле Тони Сервилло исполнил главную роль — самого Жуве, актёра, режиссёра и преподавателя первой половины XX века. Но, в то же время, как и Жуве, Сервилло выступил режиссёром собственного спектакля.
Ранее Тони Сервилло уже дважды приезжал в Северную столицу со своими постановками. В 2013 году итальянский режиссёр привозил в Петербург спектакль «Внутренние голоса», а в 2008 — «Дачную трилогию».
На следующий день после первой премьеры в МДТ Сервилло встретился с петербургскими журналистами, чтобы ответить на вопросы и поделиться впечатлениями. В ходе беседы Тони Сервилло признался, что гастроли в Петербурге стали для него очень важным дебютом.

Кроме того, гость из Италии рассказал, что петербургский МДТ, имеющий статус «Театра Европы», а также сам режиссёр и руководитель театра Лев Додин пользуются в Италии большим успехом.
— Поэтому я был очень растроган, когда получил огромный букет из рук самого Льва Додина, — признался Сервилло.
Первая скрипка в оркестре
У Тони Сервилло много общего с его героем: как и Луи Жуве, он является одновременно режиссёром и актёром в собственной постановке. Однако никакого диссонанса в работе это не создаёт.
— Прежде всего я считаю себя актёром, — отметил Сервилло. — Я чувствую себя первой скрипкой в струнном оркестре.
Более того, решение стать режиссёром итальянец принял именно потому, что мечтал создавать спектакли такими, какими они должны быть с его актёрской точки зрения.
— Жуве тоже актёр, и он тоже относится к той группе актёров, которые стали режиссёрами, чтобы поставить в театре на первое место акт актёрской игры, — подчеркнул Сервилло.

Интересно, что во время работы над пьесой итальянский режиссёр также следует заветам французского маэстро:
— Можно сказать, что моя режиссёрская работа состоит в определённом углублении в текст, — отметил Сервилло. — Мы изучаем текст на всех репетициях труппы. И чем больше мы произносим текст, тем большее значение он для нас приобретает. Тем больше мы понимаем его содержание — то внезапное и неожиданное содержание, которое на первый взгляд нам было не понятно. И это одна из наиболее важных вещей, которым нас учил Луи Жуве, — подходить к тексту именно так, постоянно возвращаться к нему. Только через практику его можно понять.
Мейерхольд и Горький в жизни итальянского актёра
Итальянский актёр признался, что произведения русских писателей и драматургов оказали в своё время огромное влияние на становление личности и самого Сервилло:
— Когда я был маленький, я увидел спектакль по произведению «На дне» Горького, —вспомнил итальянец. — Я тогда ничего не понял, но остался очень впечатлён тем, что увидел.

И это не единственный эпизод в жизни режиссёра, связанный с русской культурой и отложившийся в его памяти.
— Я, как и многие другие актёры моего поколения, рос и учился по текстам Станиславского, по опытам Вахтангова и Мейерхольда, — признался Тони Сервилло. — Я также очень люблю классическую русскую музыку. Надо признать, что русские музыкальные тексты, русская музыкальная литература может быть признана великолепной. В повседневной жизни я очень люблю читать русские книги, переведённые, наконец, на итальянский язык. Читать записки Святослава Рихтера для меня было гораздо важнее, чем читать записки какого-то актёра. Не будем отрицать — русская культура имеет очень большое значение и влияет на любого человека в любой точке земного шара.
Помимо классических театральных постановок, Тони Сервилло занимается также оперой. И в этой сфере его творчества не обошлось без «русского следа» — так, совсем недавно он поставил «Бориса Годунова» Мусоргского. Во время работы над оперой итальянец плотно взаимодействовал с русскими артистами. Кроме того, он ставил также оперы Стравинского.
— Поэтому могу сказать, что русские произведения имеют очень большой отклик, — уверил режиссёр журналистов.
Опера и кино против сцены
К опере Тони Сервилло пришёл легко и естественно. Как рассказал итальянец, эта работа оказалась у него в руках сама, волею случая:
— Однажды увидев мою работу на театральной сцене, руководитель одного из самых известных итальянский театров — La Fenice в Венеции — предложил мне интерпретировать также оперу. Я поставил Моцарта, Бетховена, Россини, Мусоргского, Рихарда Штрауса, и, возможно, делал бы это ещё, но я настолько сильно занят в театральных постановках, что пришлось отойти от оперного искусства. Но этот опыт так или иначе был для меня очень полезен.
Точно так же Тони Сервилло не колеблется, выбирая между театром и кинематографом. Кино — искусство, без сомнения, любопытное, но сцена для итальянского актёра всегда на первом месте.
— Обычно я снимаюсь в одном-двух фильмах в год, — рассказал Сервилло. — Как правило, я делаю это летом. А в течение всего года я участвую в театральном сезоне, и обычно за год я играю примерно 200 спектаклей. Сейчас мы начали турне в Санкт-Петербурге, потом едем во Францию, затем в Румынию, потом едем в Италию и в течение одного месяца даём этот спектакль в Милане, потом едем в Неаполь, потом в Рим…

При таком плотном гастрольном графике отдавать себя кинематографу хотя бы наполовину практически нереально. Сервилло, впрочем, к этому и не стремится. К тому же, театр обладает особой магией, которой лишено кино. И суть этой магии состоит в сакральной связи между актёром и зрителем.
— Жуве настаивает, что появление персонажа на сцене — это один из наиболее важных моментов спектакля. По мнению Жуве, когда артист выходит на театральную сцену, он должен сразу же дать понять зрителю, что ему есть, что сказать. И это сразу же должно захватить внимание зрительного зала.
Суть театра, смысл любой пьесы вовсе не исчерпывается текстом, который произносят актёры, костюмами и декорациями.
— Жуве также отмечает, что, помимо текста как такового, в контакте актёра и зрителя возникает определённое измерение, которое выходит за рамки текста, которое есть здесь и сейчас, — отметил итальянец. — Это особенность театрального искусства — обмен физическими реакциями, который происходит между сценой и залом.
Город, пронизанный искусством
Театральная карьера Сервилло была предопределена уже самим местом его жительства, признался гость из Италии. Актёр родился в маленьком городке Афрагола, но главную роль в его жизни сыграл Неаполь.
— Неаполь — город, у которого за спиной огромный опыт в различных областях артистического искусства: в театре, музыке, — отметил Сервилло. — В Неаполе жили великолепные актёры, именно в Неаполе писались многие великолепные тексты.

Кроме того, «дух артистичности» в этом городе, по словам итальянского гостя, выходит далеко за пределы театральной сцены:
— В Неаполе люди даже в обычной жизни ведут себя театрально. Возможно, связь богатейшей неаполитанской культуры, театра и музыки с этой особенностью социального поведения и приводит к тому, что Неаполь становится очень важным городом с точки зрения культуры.
Впрочем, помимо «пронизанного духом театральной эстетики» Неаполя у Тони Сервилло был и другой учитель актёрского мастерства. И этим учителем он очень гордится.
— Моим театральным маэстро стал Эдуардо Де Филиппо, он хорошо известен не только в Италии, но и за её пределами, в том числе, в России. Его можно сравнить с Луи Жуве, — поделился актёр.
Планы на кино: от комиксов до биографии XIX века
Однако, несмотря на глубокую преданность театру, киноискусство Сервилло также ценит. И вовсе не собирается исключать его из своих дальнейших творческих планов.
— Вместе с Соррентино мы сняли уже пять фильмов, я не исключаю, что будет и шестой. Но пока ничего не решено: как вы знаете, Соррентино задействован сейчас на съёмках второго сезона сериала «Молодой папа», — рассказал итальянский актёр.

Есть у Тони Сервилло и собственные кинопроекты:
— Прошлым летом я снял фильм по графической новелле Игорта (Игорт — итальянский художник — прим. авт.), этот фильм выйдет в марте—апреле следующего года. В апреле мы приступим к съёмкам совместного фильма с Донато Карризи — как вы знаете, я играл в его первом фильме «Девушка в тумане».
Ещё один проект, к которому в скором времени планирует обратиться итальянский актёр и режиссёр, непосредственно связан с его собственным учителем:
— Также скоро мы приступим к съёмкам с Марио Мартоне, возможно, уже в следующем году. Эту будет фильм об одном из самых важных театральных персонажей XIX века — Эдуардо Скарпетта, отце Эдуардо Де Филиппо.




