Прямой эфир

Борис Гребенщиков как рупор мировой культуры. Лидеру «Аквариума» – 65 лет!

Маргарита Звягинцева
27 ноября 2018, 20:04
Сегодня, 27 ноября Борис Гребенщиков отмечает юбилей. За 45 лет в творчестве БГ было всё: и духовные оратории, написанные на его тексты, и стеклянные арфы на сцене, и бесконечное число зашифрованных смыслов в песнях. Подробнее – в нашем материале.
Фото: Юлия Карнаева, 78.ru

Подарок от Петербурга

В Петербурге 65-й день рождения легенды отечественного рока и главного искателя самой быстрой рыбы в океане отмечают роскошно и с большим размахом. Речь не о светских приёмах и фуршетах, разумеется. Сегодня родной город музыканта празднует его юбилей «симфонической фантазией» на тему его творчества.

Так отдать дань уважения Гребенщикову решили в Академической Филармонии имени Шостаковича. Концерт к юбилею музыканта открывает абонемент «Концерты во фраках и в джинсах». Сама симфоническая фантазия носит вполне говорящее название: «2-12-85-06», а написал её московский композитор Алексей Курбатов. В исполнении оркестра звучат почти три десятка песен «великого БГ»

Сам же Гребенщиков всего три дня назад давал концерт в Париже – увидеть знаменитость можно было за скромные сто евро. В ближайших планах у лидера «Аквариума» – дюжина концертов в России и на Украине. В родном городе БГ порадует поклонников лишь 6 декабря. В этот день петербуржцы увидят программу «Двери Травы» на сцене БКЗ «Октябрьский».

От виолончели до стеклянной арфы

«Симфонических фантазий» совершенно не чужд и сам маэстро. Так, в 2016 году Гребенщиков представил в Петербурге проект «БГ Symphonia». Музыкант выступил вместе с симфоническим оркестром на сцене Академической Капеллы. Управлял оркестром дирижёр Александр Чернушенко, с которым ранее, в 2012 году Гребенщиков уже выступал на сцене – на концерте в честь 40-летия «Аквариума».

В 2016 году «симфонический БГ» порадовал не только жителей разных городов России, но и поклонников музыканта из Израиля и Латвии. А в следующем, 2017 году Гребенщиков выпустил альбом «Symphonia БГ». Правда, в записи принял участие совсем другой оркестр – «Виртуозы Киева», а аранжировки написал сербский музыкант Милош Елич, клавишник группы «Океан Ельзи».

Фото: globallookpress.com/ Anton Belitsky
Фото: globallookpress.com/ Anton Belitsky

Но ничего странного в подобном «обращении к классике» одного из главных рок-музыкантов страны вовсе нет. Из пёстрой массы представителей «типичного русского рока» Гребенщиков всегда выделялся широкими взглядами на музыку и мировую культуру. Задолго до первых опытов с симфоническими оркестрами в его группе появились скрипка, флейта, перкуссия и другие «нетипичные» для рок-музыки инструменты.Сегодня, конечно, скрипку или флейту можно встретить у многих рок-, а особенно фолк-коллективов. Гребенщиков же продолжает экспериментировать. Много лет назад он уже давал концерты в сопровождении музыкантов, играющих на стеклянных бокалах. А один из немногих российских коллективов, играющих на стеклянных музыкальных инструментах (например, стеклянной арфе), – «Crystal Trio» – даже принимал участие в записи одного из альбомов БГ.

Стеклянная арфа или колокольчики в музыке БГ – ничуть не менее важные инструменты, чем гитара или ударные. Сам маэстро не раз заявлял в интервью журналистам, что шёпотом или тихой улыбкой можно добиться большего, чем криком.

Цитаты и шифры

Интересно, что песни Гребенщикова, объявленного «богом» ещё в фильме «Асса», заинтересовали и саму патриархию. В 2012 году, к примеру, Патриарший хор храма Христа Спасителя и Синодальный хор Московской патриархии совместно с Российским национальным оркестром включили песню БГ «Серебро Господа моего» в ораторию «Семь песен о Боге». Оратория была исполнена в Большом зале Московской консерватории.

К слову, сам лидер «Аквариума» и знать не знал, что его песни уже приобрели статус духовных безо всяких метафор. Дело в том, что «Серебро Господа моего» представляет собой специфическое прочтение 11-го Псалма Царя Давида. Видимо, этого факта оказалось достаточно, чтобы сделать из песни рок-музыканта духовную ораторию (хоть и рок-музыкантом Гребенщикова можно именовать весьма условно).

Фото: globallookpress.com/ Anton Belitsky
Фото: globallookpress.com/ Anton Belitsky

И тут нужно отметить, что зашифрованные смыслы – одна из главных особенностей творчества Бориса Гребенщикова. Большинство его песен новичкам или тем, чей кругозор узковат, могут показаться бессмысленным набором слов. И только расширяя собственные знания или же специально углубляясь в расшифровки метафор, начинаешь видеть цепочки смыслов и узоры из зарубежного народного творчества.

В песнях БГ есть не только Евангелие, но и ирландские баллады, и множество отсылок к буддизму и другим религиям. Метафоры – основа всего того, что создаёт музыкант.

Сеющий культуру с «Аэростата»

Лидер «Аквариума» несёт мировую культуру в массы не только через собственные песни. В 2005 году Гребенщиков дебютировал как радиоведущий с авторской программой «Аэростат» на «Радио России». Передача полностью посвящена разнообразной «неформатной» музыке, которая самому БГ кажется стоящей того, чтобы о ней узнали люди.

На данный момент музыкант провёл уже несколько сотен выпусков «Аэростата». В передаче можно услышать как композиции никому не известных молодых групп, творчество которых маэстро оценил высоко, так и «признанную классику» американского рока прошлых лет. Звучит здесь и фолк, и панк, и world music, и произведения электронных направлений – одним словом, всё, что Гребенщиков считает хорошей музыкой.

Фото: globallookpress.com/Zamir Usmanov
Фото: globallookpress.com/Zamir Usmanov

«Аэростат» безумно полюбился не только фанатам самого БГ, но и всем, кто неравнодушен к мировой культуре. Поэтому в 2008 году вышла книга со стенограммами избранных передач, получившая название «Аэростат: Течения и земли». Позже были опубликованы ещё три аналогичные книги «по мотивам» передач Гребенщикова: «Аэростат: Воздухоплаватели и Артефакты», «Аэростат: Параллели и Меридианы» и «Аэростат 4: Вариации на тему Адама и Евы». Последняя книга вышла в 2012 году.

Открытый новому

Борис Гребенщиков и сам – эталон художника, открытого новым веяниям культуры. Музыкант с интересом откликается на самые разные эксперименты. Лидер «Аквариума» готов не только выйти на сцену вместе с симфоническим оркестром, но и спеть дуэтом, к примеру, с юной певицей Монеточкой.

Как рассказал в августе текущего года журналистам сам музыкант, такое предложение поступало – вместе с Лизой БГ мог исполнить финальную песню в последней части трилогии «Гоголь».

– Но не сложилось, – добавил музыкант.

А вот ультрапопулярный рэпер Оксимирон, по признанию Гребенщикова, дружит с его собственными детьми – и даже учился с ними вместе. И если модные сегодня рэп-баттлы БГ всё же не очень одобряет, считая их чисто коммерческой историей, то к самому Мирону Фёдорову относится с теплом.

Фото: globallookpress.com/ Pravda Komsomolskaya
Фото: globallookpress.com/ Pravda Komsomolskaya

Сам музыкант любой выступать не только перед многотысячной толпой на крупнейших концертных площадках или вместе с симфоническими оркестрами на сцене Филармонии. Иногда он с удовольствием играет на улице, как много десятков лет назад. Гребенщикова можно порой увидеть на шумном проспекте, в подземном переходе или в метро. И сам музыкант отмечает: в массе своей люди узнают его далеко не всегда.

Конечно, зрители собираются, но есть и те, кто с воодушевлением рассказывает потом, как слушал на улице «Юру Цоя, музыканта из «Машины времени». А в мае текущего года, когда музыкант в очередной раз вышел на Невский проспект с бесплатным концертом, его не узнал стажёр полиции, следивший за порядком поблизости. Но БГ не расстроился – он пожал молодому человеку руку и рассказал, что группа его носит название «Аквариум».