Политическая карьера Галины Старовойтовой заняла менее десяти лет. В 1989 году её избрали в народные депутаты СССР от Армении, а 20 ноября 1998 года прозвучали роковые выстрелы. До этого Старовойтова занималась наукой — изучала психологию межнациональных отношений. С 1977 по 1991 года она была научным сотрудником Института экономики АН СССР, постоянно ездила в экспедиции по самым разным регионам и проводила полевые исследования.
Уже в годы активной политической карьеры Галина Старовойтова всегда подчеркивала важность грамотной экспертной оценки при принятии судьбоносных государственных решений. Своим научным познаниям она пыталась найти применение в роли советника первого президента России Бориса Ельцина по межнациональным отношениям. А в 1995 правозащитница была избрана депутатом Госдумы от Петербурга.
Перед Госдумой второго созыва стояла важная задача — в сложных условиях активной политической борьбы сформировать почти с нуля современный корпус законодательства. Старовойтова активно включилась в эту работу. Она принимала участие в подготовке ключевых федеральных законов «О занятости населения», «О воинской обязанности и военной службе», «О свободе совести и о религиозных объединениях», «О реабилитации жертв политических репрессий».
Политические позиции Галины Старовойтовой всё это время не менялись. Она поддерживала демократические преобразования и призывала к скорейшему мирному решению конфликта в Чечне. При этом выступала с позиций сохранения территориальной целостности страны. В своих интервью Старовойтова выражала уверенность в том, что при новых руководителях в чеченскую землю вернётся мир и процветание. Этот её прогноз в итоге сбылся.
Закономерно, что многие современные оппозиционно настроенные российские либералы считают Старовойтову своим символом и кумиром. Однако по мнению её бывшего помощника Виталия Милонова, вряд ли есть серьёзные основания делать прогнозы насчёт того, в каком лагере политик оказалась бы теперь. Сам Милонов — яркий пример того, насколько серьёзные перемены могут здесь случаться. О своей бывшей начальнице нынешний глашатай консервативного лагеря всегда вспоминает в исключительно нежных тонах.
— Даже сложно поверить, что 20 лет пролетело с тех пор, как прогремели эти жуткие выстрелы на Набережной канала Грибоедова, когда оборвалась жизнь одного из самых ярких политиков современной России. Яркость эта была не ярморочной мишурой, не популизмом, а это была яркость профессионала, яркость человека, который очень глубоко разбирался в причинах многих конфликтов, — заявил Милонов телеканалу «78».
Положительный вклад Старовойтовой в процессы демократического развития России неоднократно подчёркивал и президент Владимир Путин.
Тем роковым вечером в 1998 году Галина Старовойтова возвращалась домой, только прилетев из Москвы. Она готовила своё избирательное объединение к выборам в Законодательное собрание Петербурга. Политика сопровождал другой помощник Руслан Линьков. В подъезде их встретили киллеры. Линьков получил огнестрельные ранения, но выжил, а его начальница скончалась на месте.
Уже в ходе расследования выяснилось, что к убийству соучастники готовились заранее. Они установили в доме Старовойтовой прослушивающую аппаратуру и несколько месяцев следили за её передвижениями. Как позже выяснит следствие, «операцией» руководил прапорщик ГРУ Юрий Колчин. Сперва он поручил одному из сообщников удалить прослушивающую аппаратуру, а затем дал команду фас киллерам из «тамбовской» преступной группировки Виталию Акиншину и Олегу Федосову. Последний надел женские парик и одежду.
В 2005 году Колчин и Акиншин получили длительные сроки по статьям «Терроризм» и «Посягательство на жизнь государственного деятеля». Первому дали 20 лет, как организатору, а второму 23,5 года лишения свободы, как исполнителю. Федосов был объявлен в розыск, но поймать его так и не удалось.
Колчин называл заказчиком преступления бывшего депутата Госдумы Михаила Глущенко. Однако убедительные доказательства его вины были найдены лишь в 2013 году. До этого Глущенко успел получить восемь лет по делу о вымогательстве. Впоследствии Глущенко дал признательные показания и пошёл на сделку со следствием, назвал другого предполагаемого заказчика — «ночного губернатора» и лидера «тамбовских» Владимира Барсукова (Кумарина). Многие детали этого громкого убийства продолжают выяснять до сих пор.
А близким Галины Старовойтовой вскоре после её гибели пришлось принимать участие в ещё одном суде — на этот раз с целью отстоять её честное имя. Одна из газет опубликовала статью, в которой утверждалось, будто Старовойтова была учредителем 36 предприятий, занималась выводом денег на заграничные счета и скорее всего погибла от рук грабителей. Суд защитил репутацию политика, признав эту информацию не соответствующей действительности.