Общество
10:2719 ноября 2018

Евгений Миронов: Тратить силы на борьбу с ленивым зрителем не стоит

Известный актёр рассказал журналистам, чем его довёл до отчаяния Валерий Фокин, когда мат оправдан и что сейчас происходит со зрителем.
Фото: globallookpress.com/ Ekaterina Tsvetkova

Народный артист России Евгений Миронов принял участие в VII Санкт-Петербургском международном культурном форуме. И хоть, по словам актёра театра и кино, в этом мероприятии раньше он не участвовал, поскольку постоянно в это время играет в спектаклях, в этот раз специально приехал в Петербург для проведения встречи «Неизвестный Фокин» на Новой сцене Александринского театра.

Можно поставить спектакль с одной лавочкой

Сейчас, когда происходит повсеместное развитие цифровых технологий, человек обленился окончательно, уверен Миронов. Также ленивыми стали и зрители, но особого значения придавать этому не стоит.

— Бурное развитие цифровых возможностей, науки и техники дошло до того, что человек обленился окончательно. Он может, не выходя из дома, посмотреть на своём маленьком смартфоне всё, что угодно, и не поднимать «пятой точки» с дивана. Тратить силы на борьбу с ленивым зрителем не стоит, всё равно они будут у нас, — считает Миронов.

И с этой проблемой никак не поборешься. Молодые режиссёры используют новые технологии в спектаклях, и молодому поколению зрителей это интересно. Они тут же считывают этот современный театральный язык, потому что с ним разговаривают, его знаки и коды.

— Можно поставить спектакль с одной лавочкой, как у нас в Театре Наций сделал Алвис Херманис в спектакле «Рассказы Шукшина». Если это настоящее и сегодняшнее, это попадёт, я уверен. И тому свидетельство — мы объездили с «Рассказами Шукшина» весь мир — от Сантьяго до Гонконга — и везде реакция была одна и та же. Поэтому, я думаю, нам есть, чем заниматься, — говорит Миронов.

Сегодня ты в один театр, завтра — в другой

И хоть Миронов сам играет в постановках, актёр также любит побывать в зрительском кресле.

— Если говорить про новые спектакли московских театров, то мне понравился спектакль «Алиса» Максима Диденко в Театре на Таганке, спектакль Кирилла Серебренникова «Маленькие трагедии». Из питерских театров — я бываю в Александринке, БДТ и Малом драматическом театре, в театре «На Литейном». Всегда так и было — значимость события (спектакль, — прим. ред.), успех спектакля определяет не театр. Театральное событие не происходит регулярно, в каком-то «успешном», одном и том же месте, поэтому сегодня ты идёшь в один театр, завтра — в другой, — рассказывает он.

Актёр также является арт-директором Фестиваля-школы современного искусства «Территория».

Фото: globallookpress.com/ Ekaterina Tsvetkova
Фото: globallookpress.com/ Ekaterina Tsvetkova
— Мы привозим ежегодно на этот Фестиваль спектакли со всего мира, и эту «школу» «Территории» прошли сотни студентов из разных регионов нашей страны. Мало того, мы делаем этот фестиваль не только в Москве. В этом году фестиваль «Территория» был в Красноярске, сейчас, в декабре, будет проходить на Сахалине. Мы с Юрием Башметом открываем фестиваль «Территория. Сахалин» 3 декабря в Южно-Сахалинске спектаклем-концертом   «Ван Гог. Письма к брату» — говорит Миронов.

По словам Миронова, Фестиваль «Территория» показывает зрителям, студентам — будущим артистам и режиссёрам самое новое и интересное, все то, что интересует и его самого тоже — «я сам учусь и развиваюсь, участвуя в „Территории“».

Театр не может быть в границах

Миронов уверен, что театр не может быть в традиционных границах, иначе это может закончиться «гибелью» самого театра.

— Это смерть для театра означает, и это явный перекос. Театр не может быть в границах, он развивающийся. Он не может быть здесь и сейчас, он будет вечным, потому что он общается со зрителем в режиме реального времени. Не спустя два года, как в кино. Это болезнь времени — появляются люди в такое безвремие, которые якобы борцы за традицию. И в этот момент я — артист традиционного театра. Есть разные театры: есть традиционный, есть спектакли и рассказы Шукшина от Алвиса Херманиса, есть «Цирк» Максима Диденко, — добавляет артист.

Миронов сравнивает режиссёра с антенной, артист отмечает, что он также всё ощущает — можно поставить классику Иванова или современную пьесу Воропаева, но говорить на сегодняшние волнующие его проблемы очень искренне. Также он допускает употребление мата на сцене.

— Я считаю, что мат возможен, но ответственность на себя берёт художник. Не мат ради мата, а там, где без него невозможно обойтись, как в жизни, — говорит Миронов.

Я не участвую в форумах

Миронов, по его словам, в форумах не участвует, поскольку постоянно занят в постановках, которые совпадают с культурным мероприятием. Однако уверен — такие события только положительным образом сказываются и на участниках форума, и на общей атмосфере города.

— Это продуктивно. Я не участвую в форумах, потому что я всегда в это время играю спектакли, в том числе и в этот форум. Я думаю, что это прекрасно — люди встречаются, беседуют. Причём в этот сложный период времени могут без границ, как сказал наш президент, обсуждать и новые проекты осуществлять, — говорит он.

Актёр рассказал, что в следующем году Петербург станет столицей Международной театральной Олимпиады под руководством народного артиста России Валерия Фокина. В мероприятии примут участие 30 коллективов из 30 стран.

Фото: globallookpress.com/ Ekaterina Tsvetkova
Фото: globallookpress.com/ Ekaterina Tsvetkova

Я бросил всё, Париж в том числе

Артист вспомнил детали знакомства и работы с Валерием Фокиным, о котором впоследствии рассказывал участникам встречи «Неизвестный Фокин». По словам Миронова, встреча с руководителем Александринского театра очень сильно поменяла его.

— Моя встреча с Фокиным поменяла мою актёрскую судьбу. Началось всё с предложения, он мне позвонил в Париж. Я сидел, готовился к съёмкам французской картины, уже представлял себе Каннскую лестницу, и раздался звонок, и Валерий Владимирович сказал: «Не хочешь сыграть Ивана Карамазова? Я буду ставить в «Современнике», — вспоминает Миронов.

Актёр был уверен, что такого предложения ему больше никто не сделает, поэтому решился всё бросить и уже через два дня приступил к репетициям.

— Я прекрасно понимал, что никто и никогда не предложит мне эту роль. По моему актёрскому амплуа я, скорее, Алёша Карамазов, так меня использовали, и даже растиражировали, а Иван Карамазов для меня — это был шаг вперёд. И я бросил ради этой работы всё, Париж в том числе, — говорит он.

Миронов уверен, что у режиссёра особый взгляд на жизнь, именно поэтому, работая с ним, нельзя измениться только в актёрском плане. Изменения происходят по всем жизненным плоскостям.

Фото: globallookpress.com/ Ekaterina Tsvetkova
Фото: globallookpress.com/ Ekaterina Tsvetkova
— Он очень сильно поменял меня как артиста и как личность. Потому что Фокин - режиссер такого калибра, что учиться только актёрству у него невозможно. У него вообще особый взгляд на эту жизнь. Я уж не говорю про его взгляд на систему нашего психологического театра, потому что его театр, он хоть и психологический, но не бытовой, а этому меня не учили в школе, этому меня научил Фокин, и за это я благодарен ему, — говорит он.

Он доводит до отчаяния

В то же самое время у режиссёра очень жёсткие методы работы, которые «очень сильно томят артиста».

— Он достаточно холодный с виду человек. Хотя такого темперамента я не встречал. Такого показа актёрского я не встречал, — рассказывает актёр.

Миронов сравнивает Фокина с Роденом, который обрубает всё лишнее, но вместе с тем, результат работы с ним оказывается очень эффективным.

— Два месяца репетируем, а он только обрубает мои находки и наработки — как Роден. Обрубает всё лишнее, не фиксирует ничего: всё, что я приношу — все не годится, всё не туда, буквально доводит до отчаяния. Крайне жестокий метод, но продуктивный, — признаётся Миронов.

Больше интересных новостей читайте в нашем канале на «Яндекс.Дзен».

ЗвездыТеатрыМариинский театрКиноВидео
Новости партнеров