Культура
12:2817 ноября 2018

Михаил Швыдкой: Без эстетического образования подъем культуры невозможен

Государственный деятель о современной публике, культуре как инструменте развития и нехватке специалистов в сфере искусства.
Фото: globallookpress.com/ Anatoly Lomohov

Михаил Швыдкой, искусствовед, культурный и государственный деятель и специальный представитель президента России, в очередной раз принял участие в Международном культурном форуме, который проходит в Петербурге. После дискуссии, посвященной российско-китайскому диалогу культур, он дал интервью 78.ru.

Пока нам нет равных только в балете

Михаил Швыдкой в обсуждении отметил, что китайский культурный рынок сегодня нуждается в новом контенте. Такая ситуация сложилась из-за активно появляющихся там последние 20-25 лет театрально-концертных зданий. Крупные многофункциональные площадки есть почти в каждом уездном городе. И такое развитие опережает собственные возможности Китая. Но России придется постараться, чтобы пробиться туда и занять свою нишу. Осталось не так много областей, в которых у наших представителей искусства не было бы серьезных конкурентов. И этот список с каждым годом становится все меньше.

— У нас есть определенные качественные преимущества: мы сильны в филармонической культуре, но и здесь у нас большая конкуренция. Мы сильны в оперном и балетном искусстве. И если в области балета конкурента россиянам в общем нет, хотя есть американские группы, которые успешно работают в Китае. Но в области оперного искусства активно работают итальянцы, французы, об этом нельзя забывать. Мне кажется, имело бы смысл выйти на китайский рынок с цирковым искусством, которое там ценят и любят. Еще у нас хорошее фольклорное искусство. Разумеется, им интересен и русский драматический театр. При этом новую российскую эстраду сейчас в Китае знают хуже, но есть возможности развития отношений и в этой области, — считает Михаил Швыдкой
Фото: globallookpress.com/ Dmitriy Kulikov
Фото: globallookpress.com/ Dmitriy Kulikov

При этом он отметил, что самым непростым сегментом для России будет кинематограф. Из-за специфики китайской публики мы пока вряд ли сможем удовлетворить их потребности в зрелищности. Китай, в свою очередь, тоже может быть востребован в России. Наша публика хорошо воспринимает восточную живопись. Российский зритель с интересом относится к современному китайскому искусству, а также к классике разного времени.

— Наши зрители очень охотно смотрят современные массовые концерты Китая, яркие и многокрасочные, с цирковыми номерами. Мы плохо знаем их эстрадную музыку, хотя она очень активно развивается. А фильмы китайских мастеров можно уже сегодня считать востребованными.


Качество искусства определяется качеством публики

При этом уровень культуры в России постепенно снижается. Широкое распространение низкопробного контента, отсутствие интереса к классическим искусствам. Однако Михаил Швыдкой считает, что проблему нужно искать не в том, что звучит со сцены, а пробелах в образовании.

— Проблема находится не в сегменте культуре, а в сегменте общего образования, которое не вбирает в себя в достаточной степени элемент эстетического образования. Это касается и детей, и школьников, и студентов. Я считаю, что это очень важная проблема, потому что качество искусства во многом определяется качеством публики. Можно сколько угодно ругать современную эстраду или телевидение, но они направлены на вкусы публики. Можно сказать, что вкусы формируют. Но их формирование лежит в сфере даже дошкольного и школьного образования, — считает Михаил Швыдкой.
Фото: globallookpress.com/ Pravda Komsomolskaya
Фото: globallookpress.com/ Pravda Komsomolskaya

Он уверен, что пока не решится эта проблема и эстетическим образованием детей не будут заниматься с ранних лет, уровень культуры в России не вырастет. Между тем, по словам искусствоведа, у школьников, которые посещали театры хотя бы 3-4 раза в год, улучшились показатели не только по гуманитарным предметам, но и по по математике и другим точным наукам.

— Я не могу сказать, что публика деградировала, как считают многие. Нет, она просто изменилась и стала более сегментированной. Не все, к примеру, любят оперу. Но ее никогда все не любили, это миф советского времени. Хотя в те годы была программа эстетического воспитания рабочих. В перерывах приезжали выдающиеся музыканты и исполняли там разного рода произведения. Конечно, это сильно влияло на восприятие прекрасного у людей и формирование их вкусов.

Но в наши дни проблемой эстетического воспитания в должном объеме так и не озаботились. Более того, в школах, по словам Швыдкого, почти не осталось настоящих учителей рисования и музыки, и это тоже негативно сказывается на культурном уровне учеников. Между тем, проблему эту нужно решать комплексно: совместными программами министерств образования и культуры.

Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

Культура — это инструмент развития

— Культура — это инструмент развития. Так в Южной Корее и Сомали в начале 60-х годов был одинаковый валовый продукт. Но потом Корея начала вкладывать в культуру и образование, и сейчас страна в десятке самых сильных стран мира, а Сомали остается в линейке последних во всех рейтингах. Вот доказательство того, что культура — это не просто вишенка на торте, это инструмент развития. И я вижу большую ошибку, когда вкладываются деньги в образование информированности, но не вкладываются в культуру, которая формирует творческие качества и индивидуальность, — отметил Швыдкой.

Он привел в качестве примера формирования культуры скандинавские страны. Там школы заключают соглашения с музеями, нередко дети проводят в них много часов, прикасаясь к прекрасному, воспитывая в себе любовь к искусству. В России таких программ нет, это направление не развивается. Но сейчас готовится новый закон о культуре, благодаря которому, надеется Швыдкой, ряд проблем решить все-таки удастся.

— Началась работа над законопроектом. Думаю, что там должны быть отражены интересы граждан. Не стоит рассматривать культуру как узкопрофессиональную сферу, а именно так часто и происходит. То есть все интересы профессионального сообщества должны быть учтены. Я же считаю, что само бюджетное регулирование, подход к бюджету должны быть другими. То есть вопрос должен ставиться не как обеспечение профессионалов всем необходимым, а как обеспечение граждан всем необходимым. То есть бюджет культуры должен быть ориентирован и на интересы граждан. Одна из важных проблем — это недоступность культуры. Ведь поход в музей или театр — это часто проблема для среднестатистического жителя. И государство эту проблему должно решить.

Но и про профессиональное сообщество забывать, конечно, нельзя. С советских времен конкурс на место в симфонические оркестры очень сократился. Каких-то специалистов просто нет, другим приходится трудится в нескольких местах. И есть риск, что вскоре возникнут проблемы с тем, чтобы обслуживать кадрами более ста симфонических оркестров, что есть в России. Уже сейчас вакансий больше, чем профессиональных исполнителей.

— Это снова вопрос, который должен начинаться с очень ранних этапов подготовки профессиональных кадров. Те же сто симфонических оркестров требуют, чтобы огромное количество детей шло в музыкальные школы. Потому что в конце концов из 10 тысяч только один становится профессиональным музыкантом. Конкурсы в консерватории тоже показывают, что нет специалистов достаточное количество. Это касается, в частности, духовиков. И в какой-то момент это становится национальной проблемой. Это и вопросы кадров, и инфраструктуры: нет достаточно залов, чтобы молодые специалисты были обеспечены работой после выпуска. Это может привести к тому, что Большой театр, Мариинский театр, Михайловский театр, они не смогут в какой-то момент набирать качественные кадры. Если не будет этой «зеленой травы» по всей стране. Никаких достижений не будет нигде, если это не носит массовый характер.
Культура ТеатрыВидео
Новости партнеров