Прямой эфир

Петербуржцы скинутся на велосипедистов

Александр Лобановский
16 ноября 2018, 19:41
Городские власти проводят конкурс по выбору оператора велопроката в 2019 году. Победитель получит субсидию от города. Таким образом городской бюджет поддержит частную компанию, которой будут и так платить велосипедисты.
Фото: globallookpress.com/ Jan Haas

Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга (КРТИ) принимает заявления для конкурсного отбора получателей субсидии на организацию велопроката в 2019 году. Компании, прошедшие отбор, смогут получить из бюджета города разницу между понесенными расходами и полученными доходами.

В этом году такая субсидия составит 30 млн рублей. Ее получит компания ООО «Велогород», работающая в Петербурге с 2014 года. Однако в будущем она может потесниться. Правила проведения конкурса разрешают КРТИ выбрать до трех получателей субсидии. Как минимум еще один кандидат имеется — это китайская компания Mobike.

Китайский конкурент

Компания работает во многих городах мира и предлагает не классическую аренду велосипедов, а так называемый байкшеринг. Петербуржцы уже знают что такое каршеринг. Байкшеринг работает аналогично. Свободный велосипед можно найти с помощью приложения и оставить после использования в любом не запрещенном месте. Оплата может быть как поминутной, так и по принципу абонемента.

— Санкт-Петербург способен обеспечить стабильную загрузку нескольких тысяч велосипедов. Однако во всех городах мы обычно начинаем с небольшого пилота с 2-3 тысячами велосипедов на ограниченной территории города. В дальнейшем прокат плавно расширяется с учетом показателей работы в данном городе, — рассказал 78.ru директор по франчайзингу Mobike Станислав Иванов.
Фото: globallookpress.com/ Hauke-Christian Dittrich
Фото: globallookpress.com/ Hauke-Christian Dittrich

В КРТИ сообщили, что переговоры с компанией пройдут в ноябре. Естественно, она тоже будет претендовать на субсидию из городского бюджета.

— Есть города, в которых городские власти платят Mobike за предоставление услуг велопроката. Также есть примеры, когда Mobike становится партнером местных компаний общественного транспорта и получает субсидии таким образом, — объясняет Станислав Иванов.

За и против

Мнения о том, должен ли платить город частному бизнесу, который и так берет деньги с горожан за свои услуги, в Петербурге разделились. Например, депутат Законодательного собрания Борис Вишневский, выступавший против того, чтобы ежегодно выплачивать недополученную прибыль компании, построившей Западный скоростной диаметр, в отношении велопроката придерживается другой позиции.

— Если это делается на конкурсной основе, то я считаю это правильным, пока это не разовьется в такой степени, чтобы могло обходиться без субсидий. Выделять на это относительно небольшие деньги я считаю вполне возможным, потому что, чем больше людей будут ездить по городу на велосипедах, тем меньше будет автомашин, тем меньше будет загрязнение, тем люди будут здоровее. Велопрокат я видел в очень многих европейских городах. Это вещь очень полезная. Я считаю, что надо всячески это поддерживать, — заявил депутат.

Член координационного совета по Санкт-Петербургу «Общероссийского народного фронта», известный городской активист Александр Холодов, напротив, удивлен тому, что велосипедисты требуют к себе особого отношения.

— У нас же не просят преференций, например владельцы скейтбордов, владельцы роликовых коньков, — указывает он. — Я считаю, что, если это городу настолько не нужно, что это не окупается, тогда это субсидировать не нужно. У нас пытаются насадить ситуацию, как во многих европейских городах. Но у нас климат другой. Не надо искусственно делать то, что нам не нужно, на мой взгляд.

Добавим, что в госпрограмме Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга говорится о необходимости развития сети городского велопроката. Число пунктов проката велосипедов планируется увеличить с нынешних 50 до 150 к 2022 году.