Культура
14:1415 ноября 2018

Слава Полунин: о смехе над смертью, карнавале и театре без актёров

Руководитель секции «Цирк и уличное искусство» Международного культурного форума в интервью 78.ru рассказал о новом проекте и соединении невозможного.
Слава Полунин/ Фото: globallookpress.com/ Tatiana Braslavskaya

Слава Полунин — актёр, мим, безумный гений, на Международном культурном форуме в Петербурге он возглавил секцию «Цирк и уличное искусство». И о первом, и о втором артист знает не понаслышке. В 1968 году он организовал прославившийся на весь СССР театр «Лицедеи», три года был художественным вдохновителем Цирка на Фонтанке. На счету Полунина сотни выступлений, организация уличных выступлений и даже «похорон» театра. И все это артист делает, как самый настоящий клоун, легко и хохоча.

«Самый большой соблазн — сделать что-то нереальное»

Последние годы Полунин радовал зрителя «Снежным шоу», которое в этом году представил в новом формате — «Снежной симфонии», соединив в новой постановке классическую музыку и клоунаду.

— Это же вообще фантастическое, самый большой соблазн сделать что-то нереальное, невозможное. Казалось бы, соединить классическую музыку и юмор, что может быть нереальнее. Это какая-то вещь глупая и какая-то фантастическая. Значит это надо это делать. Ведь если ты смог справиться с чем-то нереальным и фантастическим, то это и есть самое большое удовольствие, а если бы это было одинарно, не стало бы столько удовольствия на свете, — рассказывает Слава Полунин.
Фото: globallookpress.com/ Victoria Kozlova
Фото: globallookpress.com/ Victoria Kozlova

Рождался проект больше года, причём, как ни удивительно, в интернете. Полунин переписывался и обменивался идеями с Гидоном Кремером (скрипач и дирижёр, основатель камерного оркестра «Кремерата Балтика», — прим. ред.), который в то время был в Израиле. И так родилось совершенно удивительное шоу, аналогов которого ещё не было. Премьера была в Израиле, всё поставили за три дня. Осенью постановку увидели москвичи.

— И Гидон Кремер просто мой полностью собрат по удовольствию. Всё получилось именно за три дня. В Москве повторили без изменений, но одна небольшая потеря была. Потому что мы просто не успели. В Израиле у нас был ещё хор. Мы хор распределили по всему залу, десятки людей просто среди публики. И когда «Кармина Бурана» зазвучала, они вскочили и начали орать «Кармина Бурана» во весь голос! И публика рядом видит, что человек только что сидел с ним целый час, а вдруг вскочил и начал петь! Публика тоже начала вскакивать и кричать «Кармина Бурана». Это мы не смогли пока что в Москве показать, может быть, в следующий раз.

«Смерть — это смешно, потому что иначе будет страшно»

Слава Полунин признавался, что последние несколько лет он хохочет. Это делает жизнь проще, помогает решать трудности. Смех — нормальное состояние человека. И смех — неотъемлемая часть карнавала, которому был посвящён один из круглых столов сессии Культурного форума. Артист признался, что карнавал для него — это полная свобода и возможность для каждого человека быть собой.

— Большая часть карнавала — это сопротивление тяготам, сложностям жизни. И одна из этих тягот — это то, что жизнь иногда кончается. Поэтому, конечно же, отношения со смертью есть одна из тем карнавала. Карнавал преодолевает смерть, делает её смешной, насмехается над ней, иронизирует, танцует со смертью и так далее. Для того, чтобы не было такого ужаса, постоянной жизни под этим чувством, что вот-вот она, смерть, придёт. Поэтому смех и карнавал её делает просто такой же, как все остальные трудности этой жизни. Именно поэтому смерть обязательно должна быть смешной, иначе она будет страшной. Человеку необходимо над чем-то смеяться, чтобы этого не бояться, — считает Полунин.


И артист смеётся над ней весьма успешно. Он рассказал на круглом столе, как однажды по случаю закрытия театра они устроили похороны. Созвали людей, украсили помещение чёрными конфетти и шарами, легли в чёрные шкафы и пригласили оркестр. Люди веселились, а потом подняли «гробы с покойниками» и понесли их по Петербургу к Неве. По дороге актёры разбрасывали листовки. У воды места актёров в «гробах» заняла вся использованная за время работы театра бумага, шкафы подожгли и отправили по воде. А потом продолжили веселье. Чем ни карнавал, удивляется Полунин.

Разгадать загадку: театр без актёров

Слава Полунин постоянно экспериментирует и удивляет зрителя. Взяв одну высоту, он не останавливается и принимается за следующий проект, ещё более сложный. Помогает в этом, по словам артиста, радостное отношение к жизни.

— Если у тебя внутри существует радостное отношение к миру. Я называю это, как говорили древние греки, Anima Allegra — «Радостная душа». Если она в тебе существует, всё в жизни сразу поворачивается этой стороной, радостной и смешной. Ведь не обязательно это должны быть шутки, это просто радость жизни, от этого смеёшься, потому что радостно жить на свете, с хорошими друзьями, в хорошем городе. Просто вот это состояние и рождает смех.
Фото: globallookpress.com/ Zamir Usmanov
Фото: globallookpress.com/ Zamir Usmanov

С таким настроением и радостной душой Полунин взялся за новый проект, наметил новую высоту. Актёр не привык откладывать всё в долгий ящик, сразу принимается за реализацию новой невыполнимой задачи. Правда, над последней работает уже год.

— Я уже год над этим работаю. Ещё годик, и мы сделаем огромный эпический театр без актёров. Только я пока не знаю, что это будет, вот сейчас разгадаем эту загадку, — смеётся самый счастливый клоун Слава Полунин.
ТеатрыКультура Видео
Новости партнеров