В Петербурге начали массово сносить остановочные павильоны. Горожане возмущены — теперь в ожидании общественного транспорта им не присесть и не укрыться от непогоды. На сегодня демонтировано уже почти 40 объектов, которыми владеет компания «Вадио». Она посчитала, что содержать остановки ей теперь невыгодно и ушла с рынка.
Так, например, недавно снесли остановочный павильон на Будапештской улице. На остановке всегда можно было укрыться от дождя и снега и присесть на скамейку. По утрам в ожидании транспорта здесь собирается не один десяток человек.
— Я бы сейчас села и посидела. Троллейбус или автобус ожидать в другой раз 20 минут надо, а мне 88-й год. А ещё и старше приходят, с палками, костылями, больница рядом, больные приходят, сидят, которые домой едут со сломанными ногами после гипса, — рассказывает местная жительница Валентина Синицина.
На сегодня исчезли 37 остановочных павильонов на улицах Пражская, Некрасова, Седова и других. Все они принадлежат компании «Вадио», которая и занимается демонтажом. Впереди — ещё сотни объектов, которые дожидаются печальной участи.
Более 10 лет назад администрация города отдала полторы тысячи остановок — третью часть от общего количества — в управление коммерсантам для экономии бюджета. Три компании: «Русаутдор», «Реклама-центр» и «Волгобалт медиа» — взялись обустроить и содержать остановочные павильоны. Взамен получали право размещать на них рекламу. В прошлом году чиновники изменили правила игры. Не всех предпринимателей они устроили. В итоге «Волгобалт Медиа» уступила свои 550 остановок компании «Вадио». Она содержание павильонов не осилила и начала их попросту спиливать. Многомесячные переговоры администрации города с бизнесменами ни к чему не привели.
— Это право собственника, и здесь сложно его уговаривать, упрашивать это не делать. Диалог мог бы быть, но диалог не получается… Если говорить о совокупной сумме, которую город готов был в течение года возмещать за обслуживание остановочных павильонов, то это 10 млн, компания «Вадио» посчитала, что расходы на содержание — 30 млн, то есть в три раза больше. Конечно, мы не можем пойти на такие расценки, потому что есть законодательная база, — объясняет председатель комитета по печати и взаимодействию со СМИ Сергей Серезлеев.
Диалог с компанией «Вадио» не получился и у съёмочной группы телеканала «78». По юридическому адресу на улице Академика Лебедева дом № 21 фирму найти сейчас невозможно. Поиск в интернете выдаёт только автоломбард «Вадио», сотрудники которого заявляют — к остановкам отношения не имеют. Между тем, остановочные павильоны компания продолжает сносить.
— Вопрос: «Почему она это делает?» А всё очень просто: это абсолютный шантаж на самом деле органов власти для того, чтобы подвигнуть орган власти заключить контракт на выгодных для предпринимателя условиях, — считает председатель центра общественного контроля Ана Филоненко.
Другие участники рынка заявляют: доходы с рекламы на остановочных павильонах, действительно, всё меньше.
— Остановки — это история не про деньги, это больше такая социальная история, потому что они как рекламные конструкции, сами по себе, они очень тяжелы в эксплуатации, и очень низкорентабельны, рекламодатели не очень хотят размещать рекламу на остановочных павильонах, они предпочитают другие виды рекламных носителей, — отмечает директор по развитию и согласованию «Реклама-Центр» Мзия Мгеладзе.
Содержание остановок для коммерсантов влечёт немало непредвиденных расходов — павильоны из стекла и ажурных конструкций привлекательны и для вандалов, и для расклейщиков незаконной рекламы. Конечно, если для компании бизнес оказался невыгодным, она вправе отказаться от него. Но коммерческие проблемы или переговоры чиновников мало интересуют простых горожан, которые каждый день вынуждены терпеть неудобства. Администрация города пообещала — за счёт внутренних резервов или новых подрядчиков снесённые павильоны на остановках всё же появятся. Но когда — пока неизвестно.
Напомним, ранее коммунальщики убрали «крылья ангела» с автобусной остановки на Биржевой площади.