Прямой эфир

Режиссёр Анна Меликян: «Я сниму в Петербурге камерную драму»

Елена Кобзева
14 ноября 2018, 13:21
Автор проекта «Про любовь», собравшего максимум кинозвёзд, от Равшаны Курковой до Джона Малковича, почти во всех своих фильмах снимает Москву. Но скоро всё изменится. В интервью 78.ru режиссёр рассказала о новом проекте, смерти и многом другом.
Фото: globallookpress.com/ Anatoly Lomokhov

«Я просто снимаю, как чувствую»

В фильмах Анны Меликян можно увидеть самых разных звёзд кинематографа, от Гоши Куценко в фантасмагорической картине «Марс» 2004 года до Фёдора Бондарчука в проекте «Про любовь». Тем не менее, Анна уверена, что «звёздным» режиссёром стала лишь недавно – благодаря тому самому проекту об отношениях и сексе (который, как известно, по-прежнему продаёт).

– До этого у меня снимались исключительно не звёздные, малоизвестные артисты, –уверена Анна. – Во всяком случае, они были малоизвестными, когда снимались. Потом родился проект «Про любовь», который был так придуман, что там будут сниматься только звёзды. Это был мой первый «звёздный» опыт, и он мне очень понравился.

Жанр, в котором снимает Меликян, кинокритики определяют как арт-мейнстрим. Сама Анна разводит руками – создавая фильмы, о жанре она вовсе не задумывается:

– Мне нравится, как меня обозвали. Сама я вообще не понимаю, в каком жанре я снимаю – я просто снимаю, как чувствую. Вот кинокритики умные назвали, наверное, это правильно. Это не совсем арт-фестивальное кино, потому что его смотрит большое количество людей, и эти фильмы доступны. С другой стороны, это не совсем мейнстрим, потому что мои фильмы всё-таки чуть умнее, чем положено быть совсем уже широкому мейнстриму.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Именно поэтому работы режиссёра и не становятся «совсем уж кассовыми хитами», отметила Анна:

– Тот же фильм «Про любовь» – это, всё-таки, не «Ёлки», у него более узкая аудитория, более, скажем так, интеллектуальная. Поэтому я как бы на перепутье: ни туда, ни сюда. И вот «арт-мейнстрим» – это верно.

От истории к фильму

Режиссёр и автор сценариев таких фильмов, как «Русалка» и «Звезда», продюсер огромного количества проектов, Анна призналась в интервью 78.ru, что никогда не мечтала и не планировала создать фильм с определённым актёром – каким бы «звёздным» он ни был.

– Мой мозг так не работает, – рассказала Меликян. – Я никогда не думала о том, что есть какой-то актёр, и я бы хотела его снять. Происходит ровно наоборот: сначала рождается история, и затем ты начинаешь думать, кто бы мог это сыграть. И вот тогда возникает фигура какого-то артиста, ты начинаешь договариваться, и он либо соглашается, либо нет. Но первый импульс всегда идёт от истории.
#

Кадр из фильма "Русалка"/ Фото: vk.com/film_rusalka

#

Кадр из фильма "Русалка"/ Фото: vk.com/film_rusalka

#

Кадр из фильма "Русалка"/ Фото: vk.com/film_rusalka

#

Кадр из фильма "Русалка"/ Фото: vk.com/film_rusalka

Впрочем, и собственные истории режиссёр, по её словам, не планирует заранее. Всё приходит само собой, с течением времени:

– Заканчиваешь одну картину – затем пауза, накопительный период. И потом рождается другая история, ты начинаешь её писать, выплёскиваешь, – рассказала о процессе создания своих фильмов Меликян. – Планов, что я буду писать через несколько лет, у меня нет. Я просто живу, чувствую, и как-то это выплескиваю, сначала на бумагу, потом в кино.

Работать с Джоном Малковичем

Картина «Про любовь», а в особенности её вторая часть, та самая, что «Только для взрослых», оказалась чрезвычайно популярна. Лёгкие жизнеутверждающие новеллы о любви и сексе, много романтики и, конечно же, популярные актёры – успех фильма у аудитории довольно прост. При этом, фильм снят довольно креативно и на хорошем уровне, без лишних липких приёмов. А ещё – в нём играет Джон Малкович.

Как рассказала Анна Меликян, голливудский актёр появился в проекте практически случайно:

– Джон Малкович возник спонтанно, можно сказать, по-блату – потому что он дружит с Ингеборгой Дапкунайте, которая должна была у нас играть. Нам нужно было придумать новеллу для них двоих, и мы написали её вместе с Александром Цыпкиным. Потом, когда он согласился, я подумала, что новеллы мало. Он такой классный, что надо его сделать лектором.
Фото: globallookpress.com/ Serg Glovny
Фото: globallookpress.com/ Serg Glovny

Никаких проблем и сложностей с зарубежной звездой не было – напротив, всё было легко и приятно.

– Договорились очень легко, просто потому что по любви, – поделилась Анна. – Ему понравился первый фильм, понравился сценарий. Ему просто нравится Ингеборга, и захотелось с ней сыграть. В итоге, ему просто понравилось у нас сниматься.

Сейчас к запуску готовится третья честь проекта «Про любовь», однако в этот раз сама Анна Меликян не планирует принимать участие в написании сценария. Зато сделать это может любой желающий – в рамках открытого конкурса сценариев.

#

Кадр из фильма "Про любовь - 2"/ Фото: vk.com/anna_melikyan

#

Кадр из фильма "Про любовь - 2"/ Фото: vk.com/anna_melikyan

#

Кадр из фильма "Про любовь - 2"/ Фото: vk.com/anna_melikyan

Любовь, которую невозможно скрыть

Тем не менее, у Анны Меликян всё-таки есть одна любимая актриса, которую она старается запечатлеть практически в каждом фильме. Речь идёт о любимом городе режиссёра – Москве.

– Москва – действительно, важный для меня персонаж, потому что я прожила там большую часть своей жизни. Всё самое прекрасно случилось у меня в этом городе, да и самое не прекрасное тоже, – поделилась Анна. – Я просто очень люблю этот город, и по-своему его воспеваю. Но неосознанно.

Режиссёр призналась, что даже не думала об этом персонаже своих фильмов, пока не стала получать призы и награды «за облик Москвы в кино»:

– Ты просто любишь и говоришь об этом. Не ждёшь, что тебя похвалят за то, как красиво ты любишь. Это бессознательный процесс. А потом выясняется, что это заметно, что это любовь, которую невозможно скрыть.

Сама Анна Меликян родилась далеко от столицы, в Баку, а выросла в Ереване. В Москву же приехала сразу после школы – в возрасте 17 лет. И отношения со столицей у неё сложились хорошо:

– Я счастлива, что этот город меня принял. Я чувствую какую-то взаимную его любовь, – призналась Меликян.
Фото: globallookpress.com/ Konstantin Kokoshkin
Фото: globallookpress.com/ Konstantin Kokoshkin

Петербургский проект

В последнее время, однако, режиссёр часто приезжает в Петербург. И не просто так. Анна Меликян планирует снять в Северной столице свой следующий фильм.

– Это будет, я думаю, какая-то камерная человеческая драма, – рассказала Анна. – Где будет мало людей и много города – так я это вижу сейчас. Петербург я воспринимаю как город-интерьер. Пока больше мне нечего сказать, он ещё не рождён. Я поэтому и приезжаю так часто в последнее время в Петербург – пытаюсь к нему присмотреться, чтобы почувствовать, какой он.

Чтобы приступить к съёмкам фильма, поделилась собеседница 78.ru, необходимо понять город по-настоящему.

– Я пока его не чувствую. Пока я его ощущаю его как турист, и это не подходящее чувство для того, чтобы снимать кино, – отметила Меликян. – Поэтому я надеюсь, что за этот год как-то ближе его узнаю, почувствую, и по-своему передам в кино. Какой он у меня получится в фильме – никто не знает, и я тоже не знаю. Посмотрим.
Фото: flickr.com/ Alexxx Malev
Фото: flickr.com/ Alexxx Malev

В «ощущении туриста», впрочем, тоже есть своя прелесть. За множество поездок в Северную столицу Анна успела полюбить здесь многое.

– Как туристу мне нравится Исаакий, – рассказала режиссёр, – поэтому я всегда останавливаюсь рядом с ним. И это отдельное счастье – утром в окне видеть Исаакий.

Анна отметила, что в последний раз проснулась от колокольного перезвона, исходившего из главного храма Петербурга:

– Я открыла окна, и он звенел очень долго – мне казалось, что полчаса. И это было какое-то счастье!
Фото: globallookpress.com/ Nikolay Orlov
Фото: globallookpress.com/ Nikolay Orlov

Каждому Балабанову – по Сельянову?

Но всё же в последний раз Анна Меликян приехала в Петербург не ради отдыха и перезвона колоколов Исаакиевского собора. Она приняла участие в дискуссии на тему «Нужно ли режиссёру быть продюсером своих фильмов?», проходившей в рамках молодёжного кинорынка Cinemarket. Мероприятие посетили как начинающие режиссёры, сценаристы и актёры, презентовавшие свои проекты, так и состоявшиеся деятели киноискусства и продюсеры.

Однозначного ответа на вопрос «быть ли режиссёру продюсером своих проектов» у Анны нет. В беседе с 78.ru она отметила, что у точка зрения режиссёра всегда отличается от видения проекта продюсером. И очень часто это приводит к конфликтам:

– Если ты не хочешь этих конфликтов, то конечно, надо быть продюсером своих фильмов. У меня с самой собой проблем и конфликтов не случается.

Однако на сцене во время дискуссии Анна поделилась наболевшим:

– Как режиссёр, который спродюсировал все свои фильмы, я могу сейчас сказать, что я бы этого не делала. Это очень мешает творчеству, – призналась она. – Я бы очень хотела заниматься только творчеством и не ходить выбивать деньги с протянутой рукой.
Фото: instagram.com/petta3399
Фото: instagram.com/petta3399

С другой стороны, отметила Анна, режиссёр, который сам продюсирует свои фильмы, избавлен от чувства паранойи: он не переживает, что все его обманывают и обкрадывают, так как прекрасно знает реальное положение дел. Но всегда хочется найти себе какого-нибудь «Сельянова» (речь о близком друге и продюсере всех фильмов Алексея Балабанова) и забыть офинансах и прочих «низменных вещах».

Молодые и талантливые против жёсткой среды

Московский режиссёр уверена, что в нашей стране нет недостатка в хороших и талантливых молодых режиссёрах. Другое дело, что их совсем не толпы – но это вполне нормально.

– Талантливых людей не должно быть много, – отметила Меликян. – Идёт поток, в котором много ремесленников, людей, которые учатся, через профессию познают себя, и это тоже полезно. Нельзя всем быть творцами и большими художниками. Творчество помогает разобраться с собой. Поэтому ничего плохого, что огромное количество молодых людей идут в профессию, нет.

И если «на старте» режиссёрского пути, действительно, много молодых и горячих – это вовсе не значит, что все они останутся в профессии и как-то себя проявят. Большая часть из стартовавших отсеивается в пути.

– Потому что среда жёсткая, жестокая, и если ты не можешь в ней существовать, она тебя выбрасывает, – пояснила Анна. – Остаются те, кто не может без этого жить, дышать. И таких людей не должно быть много. Но они есть, они появляются каждый год, и ничем они не отличаются от каких-то творцов прошлого времени.
Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

Помимо вдохновения и таланта, у человека, который мечтает плотно закрепиться в этой профессии, должно быть ещё много важных качеств, считает режиссёр. Он должен, например, обладать хорошим здоровьем:

– Это важно, потому что съёмки фильма – такой жесточайший марафон, что, не имея хорошего здоровья, его очень сложно выдержать.

Есть и другие важные характеристики:

– Он должен быть мечтателем, – уверена Анна Меликян. – Он должен обладать огромной силой веры в то, что он делает. Даже когда все вокруг не верят, и ты остаёшься один, ты должен верить, что в том, что ты делаешь, есть какая-то правда. Это очень важно.

Именно нерушимая вера в себя и своё дело – важнейшее качество режиссёра, которое поможет ему выжить как профессионалу, уверена Анна.

Фото: instagram.com/petta3399
Фото: instagram.com/petta3399

Единственный способ заявить о себе

Как начинающему режиссёру заявить о себе? Создать полнометражное игровое кино с нуля, не имея ресурсов, практически невозможно. Выход один – снимать короткий метр.

Короткометражное кино можно считать отдельным направлением киноискусства. Правда, донести его до зрителя гораздо сложнее, чем массовый полный метр. Анна Меликян призналась, что и сама неравнодушна к короткому метру:

– Я каждый год снимаю короткометражное кино. И вот сейчас, в ноябре, несколько дней назад я только закончила съёмки в Петербурге такого фильма.

Режиссёр рассказала, что уже семь лет принимает участие в работе благотворительного аукциона «Action!», лоты которого представляют собой короткие фильмы. И делает это она не только из желания помочь благотворительному фонду:

– Мне очень нравится снимать, а между фильмами всегда такие огромные перерывы! И в перерыве между большими фильмами есть возможность похулиганить, поэкспериментировать, поработать с каким-то новым артистом.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Посмотреть короткий метр можно лишь в интернете либо на редких кинофестивалях. И если для именитого режиссёра это возможность «похулиганить», то для новичка – «единственная возможность себя заявить»:

– Есть большое количество фестивалей короткометражного кино, и если ты хочешь в этой профессии остаться, то прямой путь – показать себя там. Дадут или не дадут тебе на фестивале приз – не так важно, главное, что тебя могут заметить.

Дальнейшая судьба короткометражного кино может быть разной.

– Живёт он потом или нет – зависит от фильма, – отметила Анна Меликян. – У него может быть очень длинная сарафанная судьба в интернете. Я даже вижу это по своим короткометражным фильмам, снятым несколько лет назад. У них периодически возникает какая-то волна интереса зрителей. Но они существуют только в Ютубе, и это просто отдельный мир.
Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

Убийство Русалки и счастье режиссёра

Помимо Джона Малковича и Москвы, во многих фильмах Анны Меликян есть и ещё одна известная актриса – смерть. Режиссёр призналась, что сейчас тема смерти уже не так сильно её привлекает, и сегодня она совсем по-другому поступила бы, например, в фильме «Русалка»:

– Я тут недавно про «Русалку» написала пост – зачем я убила её, сейчас бы я этого не сделала! И кто-то мне написал: «Ну это же не вы, это Андерсен!». Точно, все вопросы к нему. А у меня – просто ремейк этой сказки.

Но ощущение присутствия смерти порой бывает полезно, считает режиссёр:

– Только мысли о смерти делают нашу жизнь осознанной и полноценной. Поэтому, как человеку, занимающемуся судьбой человека, мне, конечно, тема смерти интересна. Периодически я о ней думаю. Но мне кажется, в моих фильмах она уходит – раньше её было больше.

О смерти кино или о жизни и любви – на самом деле, не так важно. Работа порой бывает тяжёлой, но главное – что она любимая, отметила Анна Меликян:

– Я не могу сказать, что режиссерская работа происходит легко, это всё муки адские. Но при этом ты понимаешь, что ты в правильном месте и занимаешься правильным делом – своим.