Актрисе Ирине Старшенбаум всего 26 лет, а она уже успела сыграть главную роль в «Притяжении» Фёдора Бондарчука, «Лете» Кирилла Серебренникова и других известных отечественных кинолентах. В беседе с 78.ru артистка поделилась своим видением профессии, жертвах, которые она готова понести ради роли, и планами на будущее.
— Ты приехала на фестиваль молодых кинематографистов Cinemamarket. Как начинающему актёру проложить себе путь, пробиться, начать получать желанные роли?
— Я не знаю, как «пробиваться», как строить карьеру, всё зависит от твоего желания. У меня это желание было велико. Здесь нет какого-то идеального рецепта. Да надо просто не бояться! Просто не нужно всё время себя останавливать и думать, что кто-то лучше тебя, кто-то красивее, кто-то талантливее. Никто не талантливее, все на одном уровне, надо просто не бояться и делать, быть очень смелым во всём. Только страх мешает добиться людям чего-либо.
— Но ведь распространено мнение, что для успеха нужен талант и без него никуда.
— Талант есть у всех. Надо себе, конечно, отдавать отчёт, чем ты хочешь заниматься, но мне кажется, что ощущение собственной бесталантности можно победить. Способности человека гораздо шире, чем он себе думает и другие о нём думают. Человек вообще меняется каждые полгода.
— Если говорить об изменениях, то говорят, что актёры сильно вживаются в свои роли и они даже как-то меняют их личность, привносят частицу персонажей. Это правдиво для тебя?
— Абсолютно! Иначе не имеет смысла для тебя работать. Я не могу выделить конкретную роль. Есть работы которые запомнились съёмочным периодом, но в целом я как-то всегда стараюсь одинаковое количество сил вкладывать, по максимуму работать. Есть те, кто особо не вкладывается, пришёл, отработал — это нормально, я ничего не имею против, но это не мой путь.
— Какое самое тяжёлое испытание было в твоей карьере?
— Как таковых препятствий не могу назвать. Самое тяжёлое… Да нет ничего тяжёлого, я люблю профессию, меня всё в ней устраивает. Меня постоянно что-то удивляет, я не чувствую пресыщения. Это тоже зависит от того, как ты выстраиваешь свой путь. Если ты на всё соглашаешься, тебя везде много, тебе всё равно вообще, что ты делаешь, главное — работать, то это одно, но если ты избирателен, если у тебя есть какая-то стратегия, любовь с материалом, то это другое. У меня всё по любви, хорошо бывает и плохо бывает — как в жизни.
— Как ты выбираешь, где будешь сниматься, а где — нет?
— Я читаю и чувствую, и сразу понимаю, да или нет. Обычно какая-то энергия любви возникает. Если её нет и ты начинаешь себя уговаривать, «ну, вот с другой стороны, мы во Францию полетим сниматься, пусть сценарий плохой, пусть режиссёр какой-то непонятный, зато Франция», тогда это уже всё — ты обречён. Меня очень наказывает что-то свыше за такие поступки. Мне нельзя так выбирать.
— Тяжёло ли тебе играть отрицательные роли?
— Нет, мне не тяжёло их играть, я давно уже жду какую-то яркую хорошую роль, мне бы хотелось. Мне кажется, что негативные роли более притягательны для зрителя.
В фильме «Лёд» о восходящей звезде фигурного катания Ирине досталась именно такая роль, правда, второго плана — она сыграла завистливую конкурентку главной героини. В киноленте также сыграл молодой человек актрисы, известный актёр Александр Петров, с которым Ирина познакомилась на съёмках «Притяжения». Пара сыграла вместе уже в трёх фильмах — уже упомянутых «Льде» и «Притяжении», а также «Т-34».
— Готова ли ты для роли сильно изменить внешность в негативную сторону, оказаться в кадре некрасивой?
— Я почти всегда так делаю (смеётся - прим. редакции)! Да с удовольствием, конечно. Скоро выходит картина «Т-34» про Великую Отечественную войну и как бы там ни хотелось хорошо выглядеть, это было сложно. Съёмки были тяжёлые. Вообще сниматься в военных картинах тяжело, это определенная энергия, ты тащишь её через весь фильм. Я бы хотела, чтобы после этого фильма люди больше никогда в жизни не захотели воевать.
— Ты иногда совмещаешь несколько проектов сразу, может, и сейчас у тебя сразу несколько площадок, где ты играешь?
— Стараюсь так больше не делать, я избавилась от этой затеи. Ты не так созидателен, ты не можешь полноценно в чём-то раствориться. Например, когда мы снимались здесь в фильме «Лето», Кирилл Серебренников попросил нас никуда не уезжать и сниматься только у него. Мы в этой атмосфере существовали до последнего дня и я ему за это очень благодарна, что он сохранил эту семью и магию процесса.
— Ты сыграла Наталью Науменко в фильме «Лето», где играла вместе с Ромой Зверевым. Все знают его как музыканта, а тебе довелось узнать его с другой стороны — как актёра. Расскажи об этом.
— Могу сказать, что с Ромой мне было очень комфортно, приятно и радостно работать. Мы в отличных отношениях до сих пор. Мне этот фильм подарил много друзей и волшебства. С Ромой было неожиданно, потому что он живёт в кадре, он не играет и от этого рождались какие-то магические импровизационные вещи. Это положительно повиляло на результат, это вообще какая-то задокументированная реальность. Любви было очень много в этом фильме и между всеми кто снимал его.
— Чего бы тебе хотелось добиться в профессии?
— Хотелось бы работать дальше с прекрасными режиссёрами, мне на них везёт. Набирать новые обороты. Планов и амбиций много. Российский кинематограф непредсказуем и этим интересен. Хочется больше влюбляться в кино, режиссёров, хочется много волшебства!
Примечательно, что у Ирины нет профессионального театрального образования. Актриса получила диплом факультета «медиабизнеса и связей с общественностью» Московского государственного университета печати имени Ивана Фёдорова. Также Старшенбаум окончила курсы театрального искусства, риторики и философии в Московском государственном университете психологии и педагогики и посещала актёрские психофизические тренинги Александра Дзюбы.
Тётка Ирины Анна Старшенбаум также является актрисой, однако родственницы, по признанию самой Ирины, мало общаются.