Сейчас это трудно себе представить, но в 1980-е годы в СССР рок-музыка считалась сугубо мужским занятием, возможно, в силу своего полуподпольного и «протестного» статуса. Первой певицей, заявившей о себе на всю страну, стала Анастасия Полева или просто «Настя», как она назвала свою группу. Уже потом всесоюзную популярность получила группа «Браво» с Жанной Агузаровой, а андеграундную — Янка Дягилева.
Свою творческую состоятельность среди мужчин-рокеров приходилось доказывать, вспоминает Настя.
— Поёшь песню, которая уже написана. Её поет мужчина, а потом поёт женщина. И была большая разница. Песня заиграла, засверкала, и поняли, что хорошо ложится и лучше так записывать, так подавать. Гораздо эффектнее, — говорит она.
Настина музыкальная карьера началась в Свердловске. Как и в других городах, рок-тусовка здесь была небольшой и все друг друга знали. Более того, с Вячеславом Бутусовым, например, Настя училась в одном Свердловском архитектурном институте. «Старшие товарищи» из «Наутилуса» не раз привлекали девушку к сотрудничеству, а потом помогли ей уже в её творчестве. Постоянным гитаристом, а потом и супругом Насти стал один из лучших свердловских гитаристов Егор Белкин, успевший поиграть с большинством наиболее популярных групп города.
Первый альбом Насти «Тацу» вышел в 1988 году и сразу стало ясно, что певица выбрала собственный путь в русском роке. В тот момент самыми актуальными считались песни социального протеста. «Ты моя крепость, я камень в кирпичной стене», — пел свердловчанин Владимир Шахрин. «Шар цвета хаки» стал хитом «Наутилуса». Песня «Перемен» превращала «Кино» в главную группу страны.
Настя же в своих песнях вспоминала древнегреческие мифы и истории японских солдат второй мировой войны. Интересно, что авторами большинства текстов был Илья Кормильцев, который в то же время писал для «Наутилуса» безжалостные портреты эпохи, вроде «Скованных одной цепью».
— Мне кажется, что я должна побеждать красотой, гармонией души, красивой музыкой, интересной музыкой, чтобы она была многослойная, не на одно прослушивание, — объясняет свой творческий метод Настя.
В этом году альбому «Тацу» исполнилось 30 лет. Моду на празднование юбилеев своих альбомов задает группа «Алиса», отыгравшая за последние несколько лет несколько концертов «к датам». Но Настя относится к этому иронически.
— Я вообще юбилеи не отмечаю и не отмечала никаких. Просто ребята нас уговорили какой-то информационный повод обозначить, как-то отметить. А так мне это не по душе — пятилетками мерить… Я не любитель, — говорит она.
Зато слушатели, похоже, с удовольствием вспоминают или заново открывают русский рок 1980-х. Старые песни перепевают и на огромных фестивалях, и в маленьких клубах. Большой резонанс в этом году вызвал фильм «Лето» про молодых Майка Науменко и Виктора Цоя, ещё не ставших легендами русского рока. Посмотрела его и Настя.
— «Лето» мне очень понравилось, — рассказал певица. — И саундтрек понравился, и актёры понравились. Рома Зверь неожиданно для меня… очень здорово справился, молодец.
Но про свердловскую рок-тусовку тоже снимались фильмы, причём документальные. Режиссером был легендарный Алексей Балабанов. Название одного из них — «Настя и Егор» — прямо указывает на действующих лиц.
— Я помню реакцию Гребенщикова на фильмы балабановские. Он говорил: «Да, жаль, что в то время нас так не снимали», — смеётся Настя.
Впрочем, художественное кино про 1980-е годы в Свердловске тоже может появиться. По словам Насти, один из известных режиссёров уже загорелся такой идеей на волне успеха «Лета». Так что ждём Настю на экранах страны.