Шестнадцать съёмочных дней на «Лендоке» и один, семнадцатый, – на Байкале, где родился, прожил почти всю жизнь и трагически погиб Вампилов. Съёмки фильма «Облепиховое лето» проходили очень стремительно, и без сложностей, конечно, не обошлось. Помимо рабочих моментов, в единственный съёмочный день на Байкале группу застиг настоящий шторм, и работа оказалось под угрозой – спасатели просто перекрыли берег и не выпускали никого «в открытое море».
Но, в итоге, многолетняя мечта режиссёра Виктора Алфёрова сбылась – и фильм появился на большом экране. В широкий прокат картина об одном из талантливейших драматургов современности выйдет уже 15 ноября. Главную роль в фильме сыграл Андрей Мерзликин. Актёр признался, что для него эта роль – большой подарок.
– Такие роли редко выпадают в жизни актёра, – рассказал Мерзликин в интервью 78.ru. – Это знаковая роль, интересная с точки зрения жизни легендарного человека. Плюс она совпадает с моим мировоззрением. Я глубоко люблю и уважаю Вампилова. Для меня это хороший шанс, хорошая возможность отдать должное и самому писателю и драматургу, и, по большому счёту, тому месту в культуре, которое он занимает. У нас не так много фильмов, которые рассказывают о важных людях. Я счастлив.
Исполнитель роли Вампилова отметил, что драматург – настоящий Эверест в русской культуре, и его сложно обойти. Сам фильм снимали вопреки всем препятствиям и сложным обстоятельствам, рассказал актёр. Кроме того, эта роль дала возможность и самому Мерзликину повернуть свою карьеру в другое русло:
– Я прямо слышу, как мне говорят: какой ты Вампилов, иди, играй милиционеров! Но я решился на этот шаг, потому что сердце моё лежит в области таких картин, – с гордостью рассказал артист на премьере фильма.
Режиссёр же признался, что кастинга на главную роль, как такового, не было:
– Когда мы познакомились с Андреем, я сразу понял, что это тот человек, который понимает меня, чувствует и тоже горит этой идеей, тоже мечтает об этом. Хотя он сильно переживал, волновался, но как-то удалось его убедить, заразить, вдохновить. Я вдруг сразу понял, что у него есть внутренняя мудрость, интеллигентность, которую, как нам показалось, мы прописали в сценарии. И эту мудрость нам хотелось выразить.
Идея фильма о знаменитом драматурге появилась у режиссёра очень давно. Виктор Алфёров, как и сам Вампилов, родом с берегов Байкала. Если Вампилов родился в Иркутской области, то Алфёров – в Бурятии, на противоположном берегу великого озера.
Сам драматург трагически утонул в водах Байкала в 1972 году, а его отца расстреляли из-за доноса всего через три недели после рождения Вампилова. Но о реальной судьбе Вампилова-старшего писатель узнал лишь незадолго до смерти, заглянув «по дружбе» в секретные документы НКВД.
До этого всю свою жизнь Вампилов искал отца – в собственном творчестве. Именно поэтому пьесы драматурга пронизаны горьким чувством потерянности и сиротства.
Режиссёр рассказал в интервью 78.ru: окончательное решение о создании биографического фильма о жизни драматурга он принял три года назад, находясь на месте гибели Вампилова.
– Мы были в очередной раз на Байкале, приехали ко мне в гости, – вспоминает ту знаковую встречу с друзьями Виктор Алфёров.
Тогда на берегу озера состоялся поразивший его диалог. Режиссёр предостерёг гостей:
– А вот здесь будьте осторожней, Байкал – штука опасная, Вампилов тут утонул.
– В смысле Вампилов?
– Вот на этом месте трагически погиб Вампилов.
– А мы не знали! Правда?
В этот момент Алфёров, по его словам, впервые осознал, что драматическая история его земляка практически никому не известна:
– Для меня это было откровением! Как же можно ставить, читать Вампилова, и не знать его судьбы? Потом я начал спрашивать, и оказалось, что очень много людей не понимают, откуда у него корни, кто его родители, что сам Вампилов наполовину бурят – у него папа был бурят. Мне казалось, что, если этого не знать, то основные смыслы проходят мимо.
Виктор Алфёров вспомнил известный фрагмент из «Старшего сына», в котором Сарафанов интересуется у Васеньки, кто же пришёл – и получает ответ, что нашёлся его двадцатилетний сын. На что Сарафанов удивляется: зачем же чужие взрослые дети ищут родителей?
– Вот этот момент – одиночества, безотцовщины, трагический момент поиска своего отца – очень важен, – подчеркнул режиссёр.
Идею Алфёрова поддержала киностудия «Лендок», Министерство культуры РФ, а когда съёмки перенеслись на Байкал – и губернатор Иркутской области. Создатель картины подчеркнул: все знают пьесы Вампилова, но его судьба никогда не была на виду. Никто не знает ни его трагедии, ни тех сложностей, с которыми драматургу пришлось столкнуться, пытаясь пробиться на сцену со своими произведениями. Режиссёр уверен, что полностью понять пьесы Вампилова невозможно, не познакомившись с его сложной личной историей.
Собственно съёмки заняли совсем не много времени, однако перед тем, как приступить к работе на камеру, режиссёр, сценарист и другие члены съёмочной группы проделали очень большую работу. Биографическое кино – жанр очень сложный, признался режиссёр, однако сам он и не ставил перед собой задачу подробно и в деталях рассказать обо всех событиях в жизни драматурга:
– Фильм, конечно, не документальный. Это наше видение, понимание. Естественно, мы консультировались со вдовой Вампилова Ольгой Михайловной, с Еленой, его дочкой, с его семьёй, они подсказывали нам какие-то вещи. С чем-то соглашались, с чем-то нет, но разрешили снимать. И это очень здорово.
Сам сценарий написан на основе реальных документов:
– Сценарий состоит из документальной переписки самого Вампилова со своей супругой, из его рассказов. Но, тем не менее, это художественный фильм. И события таким образом скомпонованы, что, как мне казалось, это выразит наш образ – облепихового лета.
Собственно словосочетание «облепиховое лето» также взято из переписки Вампилова – именно таким казалось ему последнее лето на родине, в котором царили «жара и тишина».
Байкал, однако, был к создателям и актёрам «Облепихового лета» необычайно суров. Когда съёмочная группа приехала на берег озера, погода была, мягко говоря, «не лётная»:
– На Байкале был ураганный шторм, и несколько часов нам просто запрещали выходить, так скажем, в открытое море. МЧС запретили спускать лодку, берег был перекрыт. Но у нас был всего один день, и нам необходимо было снять именно в этот день – вспоминает Виктор Алфёров.
Тем не менее, ураган не испугал команду «Облепихового лета»:
– Я так понимаю, Байкал нас проверял, – поделился режиссёр. – Спустя три-четыре часа нам всё-таки удалось спустить лодку на воду и снять то, что мы планировали. А когда мы снимали финальные кадры, уже появилось солнце, и мы поняли, что эти сложности нужно было преодолеть.
Во время съёмок в Петербурге также не всё было просто:
– Конечно, были отмены объектов, приходилось ночами срочно что-то искать, – рассказал Алфёров. – Но это всегда мобилизует, собирает. Наверное, не бывает так, чтобы всегда всё было гладко.
Актёр Андрей Мерзликин также отметил, что его поразил Байкал – величественный и суровый. Кроме того, актёр пожаловался, что вода в озере была крайне холодной. А ведь в этой воде ему, по сюжету картины, пришлось искупаться…
Картина «Облепиховое лето» стала первым в творческой биографии режиссёра полнометражным художественным фильмом. До этого он работал, в основном, в театре, а также снимал документальные фильмы о буддизме и бурятской культуре. Алфёров признался, что, как театральный режиссёр, привык к долгому и подробному репетиционному процессу. Тем сложнее и необычней было ему снимать игровое кино в короткий срок.
– У нас были очень сжатые сроки: всего шестнадцать смен на «Лендоке». Чтобы снять исторический фильм за шестнадцать смен, пришлось постараться. Но я ни разу не вышел из графика, и семнадцатая смена была уже на Байкале. И это была, я думаю, одна из основных сложностей – скорость, уложиться в то время, в тот график, который был сформирован.
Для самого режиссёра первая премьера его работы состоялась раньше, чем для большинства петербуржцев, – не в кинотеатре «Лендока», а на фестивале «Окно в Европу», прошедшем в Выборге. Там фильм получил III место в конкурсе «Выборгский счёт».
– Конечно, я очень волновался, – признался Виктор Алфёров, – И тот приз, который нам дали, приз зрительских симпатий, очень важен для меня, поскольку история это человеческая. Важно, чтобы мы не забывали этого человека.
Сотрудничество с «Лендоком» у режиссёра только начинается – в беседе с 78.ru он признался, что уже есть несколько проектов, которые он планирует осуществить на петербургской киностудии.