СРО «Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств» выступила с инициативой увеличить присутствие коллекторов в сфере взыскания долгов граждан по ЖКХ. Сейчас поставщики жилищно-коммунальных услуг отдают в работу коллекторам не более 5% от общей задолженности населения.
— Тема работы с ЖКХ не новая, мы этому большое внимание уделяем последние три года. Сейчас мы ещё четче поняли, чего не хватает и какие особенности существуют в законодательстве, связанные с работой ЖКХ. И сейчас занимаемся разработкой стандартов для работы с поставщиками услуг ЖКХ. Они будут в ближайшее время готовы. Где-то через два-три месяца. В новом году они уже появятся, — цитирует РИА «Новости» главу СРО Бориса Воронина.
Интерес коллекторов к этой сфере понятен, речь идёт об огромных деньгах. В целом по стране, по данным Минстроя, долги населения за услуги ЖКХ достигли в сентябре 2018 года 535 млрд рублей. В Петербурге, по данным за октябрь, задолженность составляла 18,2 млрд рублей.
У коллекторов уже есть опыт работы по взысканию таких долгов. Например, ТГК-1 передает свои права требования специализированным организациям с 2013 года. Вообще-то долги граждан не должны касаться теплоснабжающей организации, ведь она заключает договоры с управляющими компаниями. Но последние не справляются с взысканием долгов жителей и ТГК-1 ничего не остается кроме как забирать права требования себе.
— Компания рассчитывает на добросовестные партнёрские отношения со всеми сторонами и заключает договоры уступки права (требования) в вынужденных случаях, как правило, когда иных способов взыскать задолженность нет, — сообщили 78.ru в пресс-службе ТГК-1.
Обращались к услугам коллекторов и частные управляющие компании. Однако это оказалось невыгодно, рассказывает председатель СРО «Ассоциация управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере» Евгений Пургин. Дело в том, что коллекторы покупают долги за 20% их стоимости.
— Они платят 20%, а взыскивают 40% долгов. Но вы можете те же 40% взыскать легко сами, они нас не напрягают. А со злостными неплательщиками вы можете даже не связываться, вы с них денег никогда не получите, — объясняет Евгений Пургин.
Жилкомсервисы, принадлежащие городу, к коллекторам не обращались и не планируют, сообщили 78.ru в Жилищном комитете Санкт-Петербурга. Долгое время на накопление долгов город фактически закрывал глаза. Это косвенно било и по добросовестным жильцам. Когда ресурсоснабжающим организациям удавалось выбить долги из УК, те терпели убытки, и им ничего не оставалось, кроме как экономить на качественном обслуживании домов. То есть фактически за неплательщиков расплачивался весь дом.
Несколько лет назад город всерьёз занялся выбиванием долгов с жителей. В ход пошли отключения света, газа, горячей воды и даже канализации. Иногда злостных неплательщиков удаётся выселить из квартиры, но такое решение может принять лишь суд, а он не всегда принимает сторону коммунальщиков. Например, должник после возбуждения дела погасил 1000 рублей из 100 тыс. долга — и в глазах судьи он уже встал на путь исправления.
Есть и вовсе экзотические методы. Так, «Жилкомсервис № 1 Выборгского района» заключает с должниками договоры о выплате долга в рассрочку и даже трудоустраивает их у себя. Так или иначе, но общегородская задолженность стала медленно сокращаться.
Между тем, как рассказал 78.ru представитель одной из крупных коллекторских компаний, в законодательстве, регулирующем взыскание долгов по ЖКХ, есть пробелы, которыми пользуются недобросовестные взыскатели. Речь идёт даже не о классических коллекторах, а о разного рода «юридических бюро», которым ресурсники или управляющие компании порой продают долги. Эти бюро помимо долга и пеней вписывают в квитанции собственные расходы (канцелярские, почтовые и т. п.).
— Люди не должны это оплачивать, юристы и так купили долги со скидкой. Гражданин может оспорить лишние счета в суде, но идти в суд готовы немногие, — говорит специалист.