Экономика
11:376 ноября 2018

Бензин получил цену на год вперёд

До конца года 92-й бензин в Петербурге будет стоить не дороже 41 рубля, а год спустя — чуть больше 43 рублей. Это произойдёт, если будет действовать соглашение нефтяников и правительства, в чём уверены не все.
Фото: globallookpress.com/ Anton Belitsky

До недавнего времени прогнозы стоимости бензина были похожи на гадание на кофейной гуще. Большое количество непредсказуемых рыночных факторов делало это занятие фактически бессмысленным. Например, поэтому в соцсетях активно репостили «прогноз» 90 рублей за литр, разоблачённый 78.ru.

Похоже, что правительство России решило положить этому конец и окончательно перевести регулирование цен в ручной режим. Во вторник, 6 ноября, стали известны параметры соглашения, согласованного на прошлой неделе на совещании руководства нефтяных компаний с вице-премьером Дмитрием Козаком. Они позволяют просчитать, сколько будет стоить бензин в этом и будущем году.

Всё учтено

На совещании решено установить в каждом регионе страны предельный уровень мелкооптовых цен. В целом для страны он составит 53,5 тыс. рублей за тонну Аи-92, 56,6 тыс. рублей за Аи-95 и 51,2 тыс. рублей за летнее дизтопливо (зимнее может стоить на 2,4 тыс. рублей дороже). Маржа АЗС, она же розничная наценка, должна составлять 2,7 тыс. рублей за тонну или 2 рубля за литр топлива.

Этих условий нефтяники должны придерживаться до конца года. С января они могут поднять цены на 1,7% в связи с увеличением НДС до 20%. С 1 февраля можно будет снова увеличивать цены, но не больше, чем на размер инфляции, которая ожидается на уровне 4%.

Фото: globallookpress.com/ Allexander Makarov
Фото: globallookpress.com/ Allexander Makarov

Соглашение ещё не подписано. Нефтяным компаниям дано время на раздумья до 7 ноября. Если они не согласятся или будут нарушать условия договора, предусмотрены санкции. В протоколе совещания говорится, что Минэнерго и ФАС могут внести предложения по «системным мерам для стабилизации внутреннего рынка нефтепродуктов». Суть мер не раскрыта, но мало кто сомневается, что речь идёт о новых пошлинах и налогах для нефтяной отрасли. Кроме того, нарушителям обещают внеплановые проверки ФНС и ФАС.

Занимательная арифметика

Что же ждёт петербуржцев и жителей Ленобласти в ближайший год? Максимальные оптовые цены, зафиксированные в соглашении, для Петербурга составляют 52 908, 56 407 и 50 445 рублей, соответственно, за тонну Аи-92, Аи-95 и дизельного топлива.

Чтобы понять, сколько будет стоить топливо на АЗС, необходимо перевести тонны в литры. Плотность топлива зависит от его типа и температуры воздуха. По данным ТАСС, при расчётах используется усредненный показатель 1360 литров на тонну. Получается 38,9, 41,5 и 37 рублей. Остается добавить 2 рубля розничной наценки и получить 40,9, 43,5 и 39 рублей за литр топлива. Такими цены должны быть до конца года в Петербурге. Для Ленобласти аналогичные вычисления дают 41,1, 43,6 и 39,2 рубля, соответственно.

В январе нефтяникам разрешат повысить оптовые цены на 1,7%. В петербургской рознице это даст 41,6, 44,2 и 39,7 рубля. В областной — 41,8, 44,3 и 39,8 рубля.

Наконец, прибавим еще 4% прогнозируемой инфляции. Получим для Петербурга 43,1, 45,8 и 41,2 рубля. Для Ленобласти: 43,4, 46 и 41,3 рубля.

Фото: globallookpress.com/ Aleksandr Schemlyaev
Фото: globallookpress.com/ Aleksandr Schemlyaev

Есть сомнения

— Мы все сейчас в ожидании, как будет работать это соглашение, — комментирует президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин. — Сегодня ещё мы не понимаем, так как никто из компаний не называет ни объёмы, ни цены, которые они готовы поставлять сейчас на рынок.

По его мнению, в течение года станет понятно, насколько это соглашение жизнеспособно.

— Те параметры, которые там заложены, они, конечно, вызывают большие сомнения, начиная с того, что рентабельность АЗС там 2 рубля, а у нас только затраты на тонну идут от 3 до 5 рублей, в разных компаниях по-разному. И судя по такому соглашению, независимым операторам АЗС опять предложили работать в ноль на голом энтузиазме, — отмечает эксперт.

Выжить смогут не все АЗС, предупреждает Олег Ашихмин.

АвтомобилиДеньгиБизнес
Новости партнеров