Прямой эфир

Ведьма vs Баба-Яга: Что общего между учёным и амазонкой?

Инна Кимакович
31 октября 2018, 20:10
78.ru разобрался, откуда пошли самые популярные образы Хэллоуина — ведьмы и Бабы-Яги.
Фото: globallookpress.com/ Swen Pförtner

В этом году октябрь радует любителей феминизма и магии. Помимо международного Дня девочек и Хэллоуина петербуржцы отмечают и выход ремейка легендарных «Зачарованных».

Именно ведьма является одним из главных женских образов кануна Дня всех святых. Самой популярной колдуньей России по праву считается Баба-Яга. 78.ru рассказывает, что общего у ведьмы и Бабы-Яги, а также откуда к нам пошли эти понятия.

У истока естественных наук

Понятие «магия» сопровождало человечество с того момента, когда люди начали замечать закономерность происходящих вокруг них событий. Колдуны, знахари и жрецы были неотделимой частью эпохи языческих богов и древних верований. Исследователь Джеффри Рассел считает, что ведовство — это феномен, находящийся на стыке религии и магии.

Он пишет, что древние культуры не знали различия между магией, наукой и религией. Это были явления одного порядка, направленные на объяснение мира и подчинение его человеку.

Тем не менее у наших предков всегда было относительно чёткое разделение магии на высокую и низкую. Высокая магия заменяли в древности науку. Следовательно люди (ведьмы и колдуны), которые ей занимались, были своего рода учёными. Одной из характерных функций высокой магии было предсказание будущего (прорицательство), гадание посредством разных предметов (зеркал, книг, костей), снов, чисел, внутренностей, воды, вина, воска и др.

Фото: globallookpress.com/ Nikolay Titov
Фото: globallookpress.com/ Nikolay Titov

Низкая же магия имела более практичный характер и могла служить как хорошим, так и плохим целям. В основном, к ней обращались для немедленного получения результата: вызвать дождь, причинить человеку боль, влюбить в себя кого-то и т. д.

За длительное время веры в людей в сверхъестественное ведьмы и колдуны поменяли много названий: стрикс, стрига, сортиарий или сортилег, ламия, малефик, herbarius (собиратель трав), pythonissa (предсказательница), factura (от лат. factus «производящий» заклинания); divinator (прорицатель), математик, некромант, венефик, tempestarius, ncantator (маг), wicca (чародей), Нехе (ночной дух, каннибал или колдун) и многие другие.

Само слово «ведьма» и его аналоги часто использовались в значении «женщина, занимающаяся низкой магией». При этом в России слово «ведьма» означает «та, что обладает знанием» и происходит от славянского глагола ведать — «знать». Почти во всех культурах ведовство чаще ассоциируется с женщинами, чем с мужчинами.

Что же умеет делать ведьма? Только в Европе исследователи обнаружили более 50 различных способностей, которые приписываются колдуньям.

Чародейка может летать верхом на улье, помеле, клюке или с помощью других средств, принимать облик различных животных (кошек, собак, лягушек, жаб, ящериц, змей, мышей, сов, свиней, лошадей и волков), становиться невидимой, варить магические зелья и мази, а также произносить заклинания. Она также умеет вербовать на службу к себе различных животных. Колдуньям приписывалась и способность вызывать на помощь духов.

Ведьмы любили чёрную и зелёную одежду, а также шумные вечеринки с танцами (и иногда оргиями, но об мы не будем распространяться). Сборища «зачарованных» всегда происходили в дни религиозных праздников, заменивших языческие праздники (Хэллоуин, канун Дня всех святых, тевтонский праздник огня).

Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

Переход к восприятию чародеев в строго негативном ключе произошёл в Средние века. Тогда и возник образ развратного и пагубного женского духа, который бродит по ночам, соблазняя мужчин и убивая младенцев.

Злую колдунью обычно рисуют уродливой старухой, часто на её скрюченном носу красуется волосатая бородавка. Но даже инквизиции пришлось признать, что ведьмой может быть и красивая девушка. Правда, они приписывали данную привлекательность дружбе с Дьяволом. Для защиты от злых чародеек обычно использовали соль или ту же метлу (считалось, что она не сможет через неё переступить).

В 14-17 веках одержимость верой в демонов, ведьм и магию пронизала каждый аспект жизни людей.

— В те времена ведьмы занимали ровно то же место в народном сознании, какое занимают сейчас коммунисты в воображении консерваторов или империалисты в фантазиях нынешних последователей Че Гевары, — пишет Рассел.

Отметим, что костры инквизиции горели не только в Европе, но и в петровской России.

Историки расходятся в объяснениях причины начала гонений на ведьм. Кто-то связывает их со страшной чумой, поразившей Европу, а кто-то с многократно возросшей силой церкви, которая стремилась получить не только властью над душами людей, но и над их кошельками. Поэтому на кострах инквизиции сгорело много знати. И не только женщин, но и мужчин. К примеру, 17 февраля 1600 года по приговору суда инквизиции в Риме был сожжён Джордано Бруно. Его научные изыскания об устройстве Вселенной сочли ересью.

Фото: globallookpress.com
Фото: globallookpress.com

В история с инквизицией наша страна выглядит куда более цивилизованным местом, чем Запад. Например, сохранился документ о том, что русская женщина, оказавшаяся «чародейницей, волхвой или зелейницей», не должна быть подвергнута никаким общественным наказаниям. Наказать за магию её мог только муж, и то, если не испугается. При этом в тексте отдельно указывалось, что ведовство не может служить поводом для развода.

Православная церковь чаще всего наказывала ведьм диетой. Так, колдуньи (в зависимости от тяжести обвинения) должны были поститься сроком от двух недель до двух лет. Согласимся, это не так страшно, как пытки и сжигание заживо. Хотя историки сходятся во мнении, что инквизиторы больше предпочитали не огонь, а виселицу.

Тем не менее случаи преследования за колдовство в период европейского Средневековья были и у нас. И если инквизицию официально упразднили в 1908 году, превратив её в священную конгрегацию Священной Канцелярии, то в России охота на ведьм продолжалась вплоть до 19-го столетия.

В русских деревнях вера в злых ведьм сохранялась ещё дольше. Был целый список вещей, которые нужно было делать, чтобы спастись от злой колдуньи. Например, чтобы отогнать от себя ведьму, нужно было бить по её тени, ведь колдуны способны «отводить глаза» — находиться не там, где кажется.

Богиня, королева войнов

Баба-Яга в русской мифологии — это главная злая ведьма. Её часто рисуют как худощавую, часто сгорбленную, старуху, которая любит летать на метле или в ступе. Яга почти никогда не помогает главному герою сказки, а чаще пытается увести его с правильного пути.

В России больше всего популярно представление о Бабе-Яге, живущей в избушке на курьих ножках. Наличие такого необычного дома, по мнению исследователя Бориса Рыбакова, поднимает главную ведьму до уровня богини смерти.

— Домовина с костями погребенных, несомненно, повлияла на известнейший фольклорный сюжет — «избушку на курьих ножках», в которой живет Баба-Яга — Костяная Нога, одно из олицетворений Смерти, — пишет Рыбаков.

В некоторых историях прослеживается связь Бабы-Яги с самым враждебным и злобным божеством вроде Мары (Морены). Ей приносили дары, когда жизни людей угрожала опасность. Реже говорят о сходстве Бабы-Яги с Макошью — богиней урожая.

В этих сказках вместо худощавой старухи мы видим огромное существо, которое занимает собой почти всю избушку: «в одном углу ноги, в другом голова, губы на притолоке, нос в потолок уткнула»; «Баба-Яга, костяная нога морда глиняная, грудью печку затыкает». Двойником Бабы-Яги является Лихо Одноглазое. В украинских сказках эта великанша живёт в лесу, едва умещается в своей избе, жарит зарезанных ею людей в печи.

Но есть и ещё одно представление о Бабе-Яге в русских сказках. Если в лесной избушке она обычно живёт в северном фольклоре, то в южном (степном) она становится предводительницей женского конного царства.

Фото: globallookpress.com
Фото: globallookpress.com

Тут Баба-Яга уже может быть как отрицательным, так и положительным персонажем. Например, в одних сказках дворец предводительницы конного войска «тыном огорожен, на каждой тычине — по голове и только на одной головы нет» (эта жердь предназначена для головы главного героя). А в других рассказах речь уже идёт о сотрудничестве Ивана-Царевича с Бабой-Ягой, когда она помогает справиться ему с Кощеем Бессмертным. Герой нанимается к Бабе-Яге в пастухи, чтобы получить волшебного коня. И в результате побеждает Кощея.

Есть и сказки о «Девичьем царстве». В них женщины-змеи продолжают борьбу с главным героем после гибели огненного Змея. Наша «амазонка» (уже не скрюченная старуха и не великанша-людоедка) также участвует в этой битве на стороне добра.

Все признаки Бабы-Яги в степных сказках помогли исследователям сделать необычный вывод: это не просто выдумки и байки, а интерпретация праславянско-сарматских взаимоотношений на рубеже нашей эры.

Конное девичье войско амазонок, черепа врагов на шестах, железная ступа — всё имеет реальные исторические корни. Отрубленными головами врагов славились «тавры» в Крыму, описанные Геродотом. Ступа — это скифские и сарматские походные котлы. К сарматам относится и упоминание амазонок.

Этот кочевой народ жил в VI—IV вв. до н. э. на территории, где сейчас расположились Украина, Россия и Казахстан. Сарматы состояли из ираноязычных племён. Особенностью народа было высокое положение женщин, их активное участие в общественной жизни и военных действиях. Античные авторы, жившие в ту эпоху, писали о сарматских женщинах-воительницах. Они отлично ездили верхом, охотились, стреляли из луков, метали дротики, а также воевали наравне с мужчинами и носили мужскую одежду. Сарматские женщины и послужили основой древнегреческих легенд о загадочных амазонках.

Фото: globallookpress.com/ Elena Sikorskaya
Фото: globallookpress.com/ Elena Sikorskaya

Сарматские нашествия на земли праславян отразились в сказках о Бабе-Яге, где она во главе девичьего конного войска скачет по степи. В результате этих нападений были нарушены торговые связи днепровских сколотов (праславян) с античной греческой колонией Ольвией. Постоянные наезды кочевников также привели к примитивизации уровня культуры в славянском Поднепровье. Поэтому не удивительно, что славяне наделили сарматских амазонок негативными чертами в своих сказках, придумав страшную ведьму Бабу-Ягу.