Целый ряд отраслевых ассоциаций производителей продуктов питания выступили с предупреждениями о возможных последствиях повышения экологического сбора. Авторы обращений пугают ростом цен, если запланированное повышение произойдёт.
Экологический сбор в России ввели в 2015 году. Его платят производители и импортёры определённых групп товаров, таких как: газеты и журналы, бытовые электроприборы, нефтепродукты, одежда, различные виды упаковки и т.д. Упаковка, в свою очередь, входит в стоимость огромного количества продуктов питания, продающихся в магазине.
Экологический сбор платится за последующую утилизацию произведённой продукции. Его можно не платить, если предприятие занимается утилизацией само. Однако большинство из них не готово вести непрофильную деятельность.
Уплаченный экологический сбор идёт на создание объектов по переработке и сортировке отходов.
— Для решения сложных задач в управлении отходами необходимо создать современную инфраструктуру сбора, сортировки и переработки отходов. На эти цели направляются средства экологического сбора, — говорил в августе глава Минприроды Дмитрий Кобылкин.
Именно тогда началось обсуждение новых ставок экологического сбора. А недавно стали известны и они сами. Сильнее всего могут подорожать свинцовые аккумуляторы: с 2025 до 27 320 рублей за тонну. Для алюминиевой тары предусмотрено повышение сбора с 2423 до 20 000 рублей, для пластмассовой упаковки — с 3844 до 10 432 рублей, для картонной упаковки — с 2378 до 3055 рублей.
Если в 2017 году общие сборы экологического сбора по стране составили 1 млрд рублей, то в 2019 году Минприроды намерено собрать уже 13,6 млрд, а в 2020 — 20 млрд рублей. То есть затраты предприятий на экологию вырастут в ближайшие два года в 20 раз.
В Минприроды всячески подчёркивают, что обсуждали повышение экологического сбора с участниками рынка. Тем не менее, сейчас в министерство и правительство идут одно за другим обращения отраслевых союзов, которые просят не повышать ставки.
Так, Союз пивоваров России пишет, что повышение приведёт к росту цен на пиво и сокращение инвестиций в переработку вторсырья со стороны пивоваренных компаний. Ассоциация производителей потребительских товаров «Русбренд» просит повышать ставки постепенно, а не сразу в несколько раз. В ассоциации производителей упаковки «РусПэк» называют повышение шоком для рынка. Против инициативы Минприроды выступает и Национальный союз производителей молока.
— Конечно, это решение приведёт к повышению цен, — считает экономист Дмитрий Прокофьев. — Проблема в том, что у нас плохо работают механизмы в отношении экологии. Должен быть понятен механизм, как этот экологический сбор будет трансформироваться в мусороперерабатывающие заводы, полигоны и т.д. С этим никакой ясности нет. Это просто ещё один новый налог, который будет собирать государство. И, как за все налоги, за него заплатит конечный потребитель.