Общество
12:5124 октября 2018

«Гринпис» рассказал, чем дышат петербуржцы

«Гринпис» выявил превышение концентрации опасных веществ около автодорог Петербурга. Экологи уверены, что автотранспорт серьёзно портит воздух города. Их выводы не противоречат официальным данным.
Фото: pxhere.com

«Гринпис» подвел итоги исследования атмосферного воздуха в восьми российских городах-миллионниках, включая Санкт-Петербург. В его рамках изучалось содержание в воздухе диоксида азота (NO2).

Этот токсичный газ образуется в процессе сгорания и обычно встречается в атмосфере в тесной связи с другими основными загрязнителями. Основной источник диоксида азота в городах — автомобильный транспорт, отмечают в «Гринпис».

— Поскольку содержание диоксида азота легче поддаётся измерениям, он часто выступает в качестве основы для косвенного анализа по целому ряду загрязняющих веществ, а также оценки качества атмосферного воздуха в общем, — сообщают экологи.

Таким образом они попытались определить вклад, который вносит автотранспорт в загрязнение атмосферы городов.

Волонтёры «Гринписа» установили летом 2018 года в каждом городе несколько десятков диффузионных трубок Палмса. Это простой инструмент, применяемый для определения концентрации загрязняющих веществ пассивным методом отбора проб. Методика его использования описана, в частности, в ГОСТе «Качество атмосферного воздуха». Одну из трубок установила на Петроградской набережной корреспондент 78.ru.

Как выяснилось после изучения собранных проб, чем ближе к автомобильной дороге, тем грязнее воздух. Так, например, из 12 проб, взятых в Петербурге на расстоянии менее 20 м от дорог, в восьми предельно-допустимая концентрация (ПДК) диоксида азота оказалась превышена.

— По российским нормативам среднесуточная предельно допустимая концентрация диоксида азота составляет 40 мкг/м3. Если эта величина превышена, дышать таким воздухом может быть опасно для здоровья, — заявляют в «Гринпис».

Между тем, на Большом Сампсониевском проспекте, 98, экологи намерили концентрацию 57,51 мкг/м3. Это самый большой показатель в Санкт-Петербурге. Для сравнения, в Москве рекорд составил 101 мкг/м3.

Чем дальше от дорог, тем реже фиксировалось превышение ПДК. Так, на расстоянии от 20 до 50 м превышение было зафиксировано в двух пробах из шести. На расстоянии от 50 до 100 м — в одной из семи, на расстоянии более 100 м — в трёх из 21.

Превышения ПДК в Петербурге были зафиксированы также по следующим адресам: проспект Просвещения, 99, корп. 2; улица Парашютная, 22, корп. 1; Кушелевская дорога, 3, корп. 1; улица Большая Зеленина, 11/1; улица Большая Пушкарская, 15; Петроградская набережная, 16; Пискарёвский проспект, 1, стр. 1; проспект Косыгина, 27, корп. 1; Новочеркасский проспект, 41; улица Большая Морская, 58; улица Декабристов, 33; Московский проспект, 17; улица Будапештская, 85; улица Пушкинская, 1.

Фото: globallookpress.com/ Serguei Fomine
Фото: globallookpress.com/ Serguei Fomine

Повышенным считает уровень загрязнения атмосферного воздуха в городе и комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга. Об этом говорится в отчёте ведомства за 2017 год. Среди основных загрязнителей указан как раз диоксид азота.

— Средние концентрации диоксида азота в центральной части города составляли от 0,5 до 1,2 ПДК, — указывается в отчёте.

Вклад передвижных источников (автомобильного и железнодорожного транспорта) в суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух составил 84,4 %, говорят в комитете по природопользованию. Непосредственно автомобили обеспечили городу 470,8 тыс. т вредных выбросов в год.

— Необходимо уменьшить интенсивность транспортных потоков, в том числе путём уменьшения количества поездок на личном автотранспорте, создания зон пониженных выбросов, т.е. ограничения движения автотранспорта низкого экологического класса. В первую очередь необходимо обеспечить приоритет общественного транспорта, а также создать безопасную инфраструктуру для пешеходного и велосипедного движения. Данные меры способствуют кардинальному снижению уровня загрязнения атмосферного воздуха и улучшению качества жизни городского населения, — делают вывод в «Гринпис».
ЭкологияИсследованияАвтомобили
Новости партнеров