Прямой эфир

«Гринпис» рассказал, чем дышат петербуржцы

Александр Лобановский
24 октября 2018, 15:51
«Гринпис» выявил превышение концентрации опасных веществ около автодорог Петербурга. Экологи уверены, что автотранспорт серьёзно портит воздух города. Их выводы не противоречат официальным данным.
Фото: pxhere.com

«Гринпис» подвел итоги исследования атмосферного воздуха в восьми российских городах-миллионниках, включая Санкт-Петербург. В его рамках изучалось содержание в воздухе диоксида азота (NO2).

Этот токсичный газ образуется в процессе сгорания и обычно встречается в атмосфере в тесной связи с другими основными загрязнителями. Основной источник диоксида азота в городах — автомобильный транспорт, отмечают в «Гринпис».

— Поскольку содержание диоксида азота легче поддаётся измерениям, он часто выступает в качестве основы для косвенного анализа по целому ряду загрязняющих веществ, а также оценки качества атмосферного воздуха в общем, — сообщают экологи.

Таким образом они попытались определить вклад, который вносит автотранспорт в загрязнение атмосферы городов.

Волонтёры «Гринписа» установили летом 2018 года в каждом городе несколько десятков диффузионных трубок Палмса. Это простой инструмент, применяемый для определения концентрации загрязняющих веществ пассивным методом отбора проб. Методика его использования описана, в частности, в ГОСТе «Качество атмосферного воздуха». Одну из трубок установила на Петроградской набережной корреспондент 78.ru.

Как выяснилось после изучения собранных проб, чем ближе к автомобильной дороге, тем грязнее воздух. Так, например, из 12 проб, взятых в Петербурге на расстоянии менее 20 м от дорог, в восьми предельно-допустимая концентрация (ПДК) диоксида азота оказалась превышена.

— По российским нормативам среднесуточная предельно допустимая концентрация диоксида азота составляет 40 мкг/м3. Если эта величина превышена, дышать таким воздухом может быть опасно для здоровья, — заявляют в «Гринпис».

Между тем, на Большом Сампсониевском проспекте, 98, экологи намерили концентрацию 57,51 мкг/м3. Это самый большой показатель в Санкт-Петербурге. Для сравнения, в Москве рекорд составил 101 мкг/м3.

Чем дальше от дорог, тем реже фиксировалось превышение ПДК. Так, на расстоянии от 20 до 50 м превышение было зафиксировано в двух пробах из шести. На расстоянии от 50 до 100 м — в одной из семи, на расстоянии более 100 м — в трёх из 21.

Превышения ПДК в Петербурге были зафиксированы также по следующим адресам: проспект Просвещения, 99, корп. 2; улица Парашютная, 22, корп. 1; Кушелевская дорога, 3, корп. 1; улица Большая Зеленина, 11/1; улица Большая Пушкарская, 15; Петроградская набережная, 16; Пискарёвский проспект, 1, стр. 1; проспект Косыгина, 27, корп. 1; Новочеркасский проспект, 41; улица Большая Морская, 58; улица Декабристов, 33; Московский проспект, 17; улица Будапештская, 85; улица Пушкинская, 1.

Фото: globallookpress.com/ Serguei Fomine
Фото: globallookpress.com/ Serguei Fomine

Повышенным считает уровень загрязнения атмосферного воздуха в городе и комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга. Об этом говорится в отчёте ведомства за 2017 год. Среди основных загрязнителей указан как раз диоксид азота.

— Средние концентрации диоксида азота в центральной части города составляли от 0,5 до 1,2 ПДК, — указывается в отчёте.

Вклад передвижных источников (автомобильного и железнодорожного транспорта) в суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух составил 84,4 %, говорят в комитете по природопользованию. Непосредственно автомобили обеспечили городу 470,8 тыс. т вредных выбросов в год.

— Необходимо уменьшить интенсивность транспортных потоков, в том числе путём уменьшения количества поездок на личном автотранспорте, создания зон пониженных выбросов, т.е. ограничения движения автотранспорта низкого экологического класса. В первую очередь необходимо обеспечить приоритет общественного транспорта, а также создать безопасную инфраструктуру для пешеходного и велосипедного движения. Данные меры способствуют кардинальному снижению уровня загрязнения атмосферного воздуха и улучшению качества жизни городского населения, — делают вывод в «Гринпис».