Совсем скоро, 25 октября, на экраны российских кинотеатров выйдет картина «Как прогулять школу с пользой». Это французская драма, действие которой разворачивается в 1920-х годах. По сюжету, сорванца Франса, у которого нет ни отца, ни матери, решает усыновить простая сельская семья. Но вместо того, чтобы помогать новым родителям, мальчишка быстро подпадает под влияние местного нелюдимого браконьера.
Главную «взрослую» роль в этом фильме сыграл Франсуа Клюзе — актёр, на счету которого премия «Сезар» за лучшую мужскую роль и ещё восемь номинаций на эту награду, премия французской прессы Globe de Cristal, а также любовь публики во всём мире. И у Клюзе свой взгляд на то, о чём же на самом деле рассказывает зрителям эта картина:
— Это фильм о красоте природы, об одной из французских провинций, природа которой особенно охраняется. Это история ребёнка, который попадает в приёмную семью из сиротского дома. Любопытство толкает его к тому, чтобы исследовать природу — а также познакомиться с персонажем, которого исполняю я.
Персонаж Франсуа Клюзе, по его словам, — человек, который может многое рассказать о природе.
— Это браконьер, человек, который живёт в лесу, охотится на дичь, собирает грибы. Сначала он отказывается общаться с ребёнком, но, в конце концов, привязывается к нему и рассказывает, как можно выжить в природных условиях, — рассказал актёр.
Француз признался, что, несмотря на бездну различий, у него много общего с героем нового фильма.
— Я всегда одинаково отбираю роли. Я уже 40 лет в профессии и могу выбирать. И мне очень нравится выбирать роли, далёкие от моего обычного существования. Я — парижанин, городской житель, но, одновременно, корнями моя семья уходит в крестьянскую Францию. Дедушка у меня был фермером, и свои каникулы я проводил на его ферме. Там я наблюдал природу, мой дядя по отцовской линии показывал мне, как руками ловить форель в ручьях, как подстерегать раков, — вспомнил Франсуа Клюзе. — Эти воспоминания детства всегда были со мной. И каждый раз я выбираю роль, в которой можно опираться на какие-то глубинные воспоминания.
Однако приятные воспоминания детства — не единственное, что толкнуло знаменитого актёра на выбор этой роли. Франсуа Клюзе давно и плотно занимается вопросами экологии, защиты природы — и именно поэтому персонаж, живущий в дикой природе, показался ему настолько близок.
— У меня пятеро детей, — рассказал актёр. — И мне не хочется, чтобы они не застали, не увидели природу такой, какой я застал её в детстве. Природа сегодня чудовищно эксплуатируется. Например, того места, о котором я говорил — фермы моего дедушки, где мы ловили форель и раков — его уже нет, в этой местности сейчас нет ничего. В реки выплескиваются отходы, остатки стирального порошка. И всё природное разнообразие сужается и исчезает.
Франсуа Клюзе уверен: каждый должен задуматься не только об экологии, но также о том, что он ест. Он вспомнил, как мучаются на бойнях животные, а также о якобы полезных фруктах, напичканных химией для скорейшего созревания — и отметил, что люди должны подумать о том, «как мы питаемся и как мы живём».
Актёр подчеркнул, что занимается вопросами экологии не только ради собственных детей — он, как медийная личность, должен подавать пример всей своей публике. И каждый, считает Франсуа Клюзе, должен думать о своей личной ответственности перед природой.
Франсуа Клюзе узнают по всему миру — и всё благодаря одной роли, которая принесла ему оглушительный успех. Речь идёт о фильме «1+1» 2011 года, в котором Клюзе сыграл парализованного аристократа Филиппа. Богач находится в поисках личного помощника, и из огромной толпы высококвалифицированных сиделок он не может выбрать никого — каждый кандидат относится к нему лишь как к предмету собственной работы.
Но вот совершенно неожиданно в доме Филиппа появляется раздолбай Дрисс, который совсем не жаждет быть сиделкой. Он привлекает внимание аристократа живым и ярким характером — и Филипп решает довериться ему. И не зря: Дрисс делает его жизнь по-настоящему интересной.
Франсуа Клюзе отметил, что не сразу «поверил» в эту роль. По-настоящему хорошей показалась ему роль Омара Си — тому достался персонаж весёлого полубандита Дрисса.
— А потом я подумал, что, с точки зрения гуманизма, я мог сыграть, что такое самоотречение. Просто отдать всё, что я умею делать, как актёр. Мне показалось, что это интересный опыт в моей карьере, — вспомнил француз.
Гость из Франции отметил, что актёр никогда не играет один:
— В кино интересно установление обмена эмоциями между партнёрами. Актёр никогда не играет в одиночестве. Чувства в фильме рождаются из обмена эмоциями, который происходит между людьми.
В картине «1+1», по словам Клюзе, двум артистам, сыгравшим главные роли, удалось установить максимальное взаимопонимание — и по-настоящему подружиться. Как отметил Франсуа Клюзе, своим успехом картина обязана, в том числе, и их реальной дружбе с Омаром Си.
Как признался сам актёр, успех фильма по всему миру изменил его жизнь:
— Нам повезло, что фильм «1+1» имел такой огромный успех в мировом прокате. И это, в конце концов, изменило мою карьеру. Меня узнают здесь, в Петербурге, узнавали в Москве, в Пекине, где я был до этого. Это огромная удача для актёра. И я от всей души благодарен, что я играл в этом фильме.
Клюзе с удовольствием вспомнил, что сниматься в картине было весьма забавно.
— Мы очень смеялись, когда снимались, и не подозревали, что у нас будет такой успех. Это замечательная награда за мои старания, — признался актёр.
63-летний артист рассказал о своём видении сюжета картины:
— Я думаю, что это история двух инвалидов. Один из них — инвалид физически, к нему можно испытывать сочувствие, ведь в нашем мире ещё очень мало делается для инвалидов. А второй — инвалид социальный, неадаптированный человек, который является жертвой расизма, жертвой безработицы. И в центре сюжета — встреча этих двух людей, которые много дают друг другу. Один привносит в жизнь моего героя фантазию, радость, изобретательность, другой даёт партнёру богатство, комфорт, защиту, открывает ему путь в другой, богатый мир. И мне кажется, успех фильма в том, что эта история была внутренне прожита двумя героями.
Актёр рассказал также о том, как он вживался в эту сложную роль — полностью парализованного человека. Для него крайне важно было «схватить» ту тонкую эмоцию, которая заставила его поверить в собственную неподвижность и беспомощность.
Клюзе вспомнил, что, когда на съёмочную площадку прикатили инвалидную коляску, всем было очень любопытно посмотреть, как он будет сидеть в этом кресле. Но француз решил, что не будет кататься в инвалидной коляске на потеху окружающим.
— Мне надо было поработать над собой, мне надо было почувствовать себя парализованным, поэтому я дождался, когда все ушли, и сел в кресло в одиночестве. Я очень много езжу на мотоцикле, и я придумал себе такую историю, будто я попал в аварию и остался в таком неподвижном состоянии навсегда, — рассказал актёр.
Метод легенды сработал:
— У меня были очень сильные эмоции, потому что я почувствовал, что могу до конца жизни остаться в этом кресле. И я попытался сохранить эти эмоции, этот ужас до конца в фильме. Я оставался в кресле, когда мы переставляли декорации, когда переходили от одного кадра к другому, и люди не подходили ко мне. Именно так и происходит в жизни с инвалидами — к ним не хотят подходить, как будто инвалидность заразна.
После этого, испытав подобный ужас и своеобразную изоляцию, Клюзе довольно много занимался работой с ассоциациями, помогающими инвалидам.
В беседе с «78» Франсуа Клюзе рассказал, что для французских актёров основополагающей является школа Станиславского. Как отметил актёр, система великого русского режиссёра соответствует темпераменту французов:
— У нас в области солнечного сплетения есть как будто какой-то инструмент — скрипка, которую нужно настраивать. Нужно постоянно быть в рабочем, настроенном состоянии, надо быть искренним, потому что наши роли подпитываются этой искренностью. И потом, роль надо прочувствовать. Комедию надо не играть, её надо проживать. Вот что говорит Станиславский. Это очень интересно для нас. Здесь речь идёт об органике актёрской игры, и я проверял это на себе много раз.
Француз отметил, что может привести огромное количество примеров из своей актёрской карьеры.
— Однажды мне надо было сыграть историю алкоголика. Там была очень сильная эмоциональная сцена — сцена, где герой встаёт ночью, открывает холодильник и выпивает бокал вина. В этой сцене должна была быть какая-то эмоция. Я прихожу на съёмочную площадку и говорю, что я завтракать не буду, обедать не буду, чтобы не быть таким спокойным. Я решаю, что не буду симулировать эту эмоцию, — поделился Клюзе.
В итоге, актёр настолько смог вжиться в роль, что реальные сильные эмоции буквально прорвались наружу в нужный момент — когда на съёмочной площадке под прицелом камер он открыл холодильник и увидел там бутылку белого вина.
— Как будто мой мозг за какое-то время заказал эту эмоцию, и потом она сдетонировала в нужное время! И это тоже Станиславский, — отметил актёр. — Спасибо Станиславскому, который позволил нашим педагогам применять очень правильную методику обучения актёров.
Интересно, что сам Франсуа Клюзе отнюдь не из актёрской, даже не из творческой семьи. Его отец был предпринимателем, и в юности Франсуа по настоянию родителей поступил в один из самых престижных и старинных колледжей Парижа — колледж Станислас (Collège Stanislas de Paris). Однако уже на первом курсе он понял, что здесь ему не интересно, — и бросил учёбу, чтобы поступить на актёрские курсы.
Тем не менее, актёр рассказал в беседе с петербургскими журналистами, что его отец вовсе не был против. Более того, он смог поверить в сына и дал ему возможность сделать собственный выбор.
— Мне очень повезло, потому что отец доверял мне, — вспомнил актёр. — У меня были сильные потрясения в детстве: я увидел, например, Жака Бреля в «Человеке из Ламанчи», в одной из его последних и самых сильных ролей. А когда мне было 10 лет, я изображал целый оркестр, я не умел играть ни на каком инструменте, пел песни «Битлз» и испытывал при этом такую радость, что отец поверил в меня.
А вот брат такой веры в выбор Франсуа Клюзе не испытывал — и тем приятнее, поделился актёр, теперь ему над ним подшучивать:
— Брат говорил мне: «Спускайся с облака!» Зато потом я смог одалживать ему деньги, и говорил: «Вот тебе чек, который пришёл прямо с облака».
Сейчас у самого Клюзе есть что сказать новому поколению. Актёр признался, что подумывает о преподавании — чтобы поделиться накопленным опытом с молодыми. Пока он даёт иногда мастер-классы, и этот формат ему очень нравится.
— Я только несколько дней назад говорил об этом с женой, — рассказал актёр, — У меня появляется потребность преподавать, передавать свои знания, но, одновременно, у меня остаётся ощущение, что я каждый раз начинаю свою профессию заново. Мне кажется, что каждый должен находить свои пути в профессии.
Как рассказал актёр, на ближайшее время у него уже запланированы два мастер-класса. Франсуа Клюзе уверен, что своим опытом он всё-таки должен делиться с теми, для кого это важно.