Шедевр русского зодчества — храм Спас на Крови — отмечает знаковую дату. Собор заложили 135 лет назад по указу Александра Третьего в память о его отце. Императора Александра Второго смертельно ранили во время теракта. Храм решили возвести именно на месте трагедии. Сегодня собор — одна из главных городских достопримечательностей.
Островок русского архитектурного стиля, среди европейского барокко и классицизма. В ряду привычных Петербургу зданий и улиц Спас на Крови стоит особняком, потому не заметить его очень сложно: яркие шатры, золотые купола, резной декор.
Строили храм долго — 24 года. Параллельно создавали настоящие шедевры для внутреннего убранства. Это 7000 кв. м не живописных икон — божественные образы выложили мозаикой. Миллионы частичек. Только на это понадобилось 12 лет.
— Для данного вида искусства это очень быстро. Мозаика выполнялась из смальты, то есть из стекла, окрашенного металлическими красителями, поэтому действительно это вечное искусство: стекло не выгорает и не выцветает, его только можно уничтожить, — говорит методист музея «Спас на Крови» Лариса Шамельян.
Но превратить Спас на Крови в прах всё же хотели. При советской власти храм решили взорвать. Снос назначили на 1941-й год. Но помешала война. А в блокаду на собор упал фугас, но по счастливой случайности не взорвался. После Великой Отечественной внутри был склад декораций, а сейчас в шедевре русского зодчества идёт реставрация.
Издалека Храм Воскресения Господня похож на игрушку, правда, сейчас — будто запакованную в коробку. Центральная луковица спрятана за деревянными и металлическими лесами: уже больше года Спасу на Крови возвращают его блеск.
Мало кто может похвастаться тем, что прикоснулся рукой к черепице Спаса на Крови. Возможность эксклюзивная. Высота тут более 50 метров. В таких условиях работают реставраторы. Мастера бережно уложили около трёх тысяч чешуек. Это три месяца ежедневного кропотливого труда.
Начали с макушки собора — ведь цветная эмаль шатров потрескались, с крестов слезла позолота, от влаги осыпалась кирпичная кладка и декор. Внешнее убранство местами утрачено на 60%. Но всё это поправимо, говорят музейщики. Однако безумно дорого.
На одновременные работы у музея пока нет возможностей. Лесами Спас на Крови будет окружён до 2025 года — только тогда завершится реставрация. К такому временному облику собора петербуржцы, кажется, уже привыкли, к тому же это не мешает им приходить сюда. Кстати, у многих есть личные истории, связанные с храмом. Своей поделилась актриса Анастасия Мельникова.
— Не было ни одного экзамена, когда я не подходила к этой стене, к спасителю, и не просила помочь мне. Я не говорю, что ничего не учила, и спаситель мне помогал. Я занималась, старалась, умаляла сделать так, чтобы не завалила экзамен. Не было ни разу, чтобы он мне не помог, — рассказывает актриса.
Ещё одна мечта работников музея и служителей церкви — вернуть храму на канале Грибоедова свой голос. Это 14 колоколов. В том, что Спас на Крови снова запоёт перезвоном, сомнений ни у кого не возникает. Говорят — нужно верить.
Ранее сообщалось, что реставрация центрального купола Спаса на Крови началась в январе.