— Фильм рекомендован к просмотру всем как таблетка от осенней хандры!
Эту фразу сам Алексей Гуськов на петербургской премьере своей новой картины повторил не один раз. В иронической комедии «Вечная жизнь Александра Христофорова», которая официально вышла на экраны вчера, 18 октября, Гуськов сыграл главную роль — актёра-неудачника Шурика. Вся карьера Христофорова свелась к одной роли — и то, не в кино или театре, а в историческом парке аттракционов.
«Действующим веществом» в этой «таблетке», по объяснению актёра и продюсера фильма, выступают яркие и сочные летние виды: море, солнце, песок и запоминающиеся пейзажи южного берега Крыма. Комедия снималась в Судаке и Ялте, причём в центре истории оказалась живописная Генуэзская крепость, построенная в XV веке.
Интересно, что изначально задумки относительно локации были гораздо более смелыми:
— Сначала была идея снимать в Италии, в Риме, — признался Алексей Гуськов. — Но потом шандарахнул кризис, и стало понятно, что это невозможно. Тогда в сценарии прописали южный берег Крыма.
На фоне высоких крепостных башен, холмов, покрытых выжженной травой, пронзительно-синего неба и белых барашков морской пены разворачивается очень странная история главного героя — бывшего актёра Александра Христофорова. В начале фильма Христофоров, как и положено, просыпается с похмелья. Точнее, сначала мы видим его панихиду — но это лишь сон. Главное же здесь — и это поймёт любой русский человек — похмелье в жару.
Несмотря на солидный возраст, палящее солнце и некую непонятную смертельную болячку, суть которой так и не раскрывается (в конце концов, это лёгкая комедия, а не «Доктор Хаус» какой-нибудь), Христофоров после пробуждения вскакивает, будто юный зайчик, и бежит на работу. Впрочем, нет — сначала он бежит похмеляться.
И тут мы видим некоторое расхождение с изначальным планом авторов фильма.
— Мы хотели, чтобы зритель сыдентифицировал себя с этим героем, — рассказал актёр и продюсер картины Алексей Гуськов, — и радовался тому, как он из этих ситуаций выскакивает, как он свою жизнь всё-таки повернул в лучшую сторону и как он добился этой вечной жизни.
Однако народный герой бежит похмеляться вовсе не народными напитками, а басурманским «Джеком Дениелсом», который, среди прочих напитков, оказывается на полочке у местного целителя. «Подлечившись», Христофоров облачается в латы, берёт меч и выходит на арену местного «Колизея» — играть свою главную и единственную роль.
Христофоров — гладиатор Агриппа, звезда главного аттракциона парка развлечений. Когда-то «гладиаторские бои» придумал он сам, но позже продал идею директору парка Игнатьичу (Игорь Угольников), и с тех пор остался просто скромным главным героем и вечно побеждающим (по сценарию) титулованным воином.
Но в этот раз что-то пошло не так. Возраст, жара и басурманское пойло дали о себе знать — Христофорову стало худо прямо на арене. Да ещё и молодой петушистый партнёр в исполнении Романа Курцына до последнего не мог понять, что это спектакль со сценарием, а не настоящий бой, и нужно придерживаться прописанного, не стремиться одержать победу…
Результат — провал. Полный и окончательный.
— По всем законам жанра надо было поставить его в те ситуации, которые очень понятны зрителю, — рассказал Алексей Гуськов. — Нужно было насоздавать ему препятствий. Поэтому мы говорим, что Шурик, наш герой, испортил в своей жизни всё, что можно испортить. Он испортил отношения с семьёй, у него нет уважения сына, его не очень любят окружающие…
Именно в таком персонаже — севшем в лужу по всем фронтам похмельном неудачнике — зритель и должен узнать себя. Впрочем, есть у Христофорова и плюсы. Так, он совершенно однозначно не лезет за словом в карман, не тушуется в сложных ситуациях и продолжает бегать марафоны, несмотря на похмелье и смертельный диагноз (какой — мы так и не поймём, но мы ведь, в конце концов, не «Скорую помощь» снимаем). Как говорится, поднимите руки, кто узнал.
Но почему же «Вечная жизнь»? Алексей Гуськов признался «78», что, на самом деле, название не имеет такого уж большого значения.
— С названием всегда очень сложно. У нас в фильме есть павильон развлечений под названием «Вечная жизнь», в котором работает герой. Так было изначально в сценарии. Но мы не можем назвать павильон развлечений «Вечная жизнь»,— поделился актёр и продюсер.
Аттракцион, в который ослабевшего Христофорова переводят из «Колизея», действительно, связан с вечной жизнью — это хлев с намёком на историю христианства. Теперь Христофорову придётся исполнять роль Иисуса Христа, и вместо ежедневных боёв проповедовать смирение. Намёк на новое амплуа, отметим, есть и в фамилии героя.
Но тут, видимо, есть отсылка к первоначальной идее. Алексей Гуськов рассказал, что идея появилась у него очень давно, много лет назад:
— Семь лет назад я прочитал в интернете опрос на тему «Что бы вы делали, если бы вам осталось жить две недели». И самое удивительное, что ответы в первой десятке у людей на 94% совпадали. А первые ответы вообще — и на вечность, и на короткое время — совпадали полностью. Мужская часть опрошенных говорила в своих фантазмах о женщине, а женская часть — о спутнике.
Вывод из этого материала, так серьёзно повлиявшего на него, актёр сделал однозначный:
— Значит, любить и быть любимым — самая ближайшая наша человеческая потребность. Всё остальное — заработать денег пять чемоданов, купить лодку, облететь земной шар — все эти варианты стояли уже после десятого, — поделился Алексей Гуськов.
Из идеи о любви как главной человеческой потребности и родился, в итоге, фильм — а вместе с ним и история, и её персонаж. Которому, напомним, осталось жить совсем немного (но почему — неважно, у нас тут не «Клиника» какая-нибудь, и даже не «Интерны», зачем вдаваться в детали?). Тем не менее, за свою короткую оставшуюся жизнь он хочет успеть полюбить. И любить вечно — в своих снах (где каждую ночь его настойчиво хоронят коллеги).
Но на самом деле, всё это не имеет значения.
— Мы могли бы назвать картину «Вечная жизнь Шурика», или «Вечная жизнь и прочие достижения Шурика» — тогда, наверное, было бы попонятней. Но с «Шуриком» связаны все гайдаевские картины, поэтому так получилось, — рассказал «78» Алексей Гуськов.
Правда, итоговое название картины вызывало замешательство у самих авторов своей необычной длиной и сложностью.
— Долго-долго рассуждали, что, действительно, длинноватое оно немного — «Вечная жизнь Александра Христофорова». Но ведь у нас комедия! — поделился актёр и продюсер. — И надо было поставить какой-то значок, что это не какая-то философская дичь, не что-то такое заумное, а всё-таки это комедия. Поэтому и появился Александр Христофоров.
Впрочем, сам автор идеи уверен, что название — дело десятое и вовсе не важно для конечного продукта:
— Я в данном случае не смущаюсь. Самое главное — чтобы картина жила, получилась — а она у нас получилась. И чтобы зритель проголосовал за неё рублём. Ну вот у Вуди Аллена есть фильм «Всё, что вы хотели знать о сексе, но боялись спросить», например. Название — это совершенно последняя история!
В фильме, помимо самого Алексея Гуськова, снялась целая плеяда прекрасных актёров — от заслуженных до совсем молодых. Любопытно, что роль бывшей жены Христофорова, обозлённой на него до последней степени, сыграла актриса Лидия Вележева, с которой Гуськов счастливо прожил в браке 30 лет — и на которой женат до сих пор.
Как поведал актёр, пригласить его супругу на роль «злобной бывшей» предложил ему режиссёр фильма — Евгений Шелякин:
— Он подошёл ко мне и спросил: «Евгений Геннадьевич, а вы не будете против?..» Я ему: «Предлагай, в чём проблема? А идея твоя какова?» Он объяснил: «Ну, у нас же с вами ироничная картина. Комедийность, самоирония должны присутствовать и в нас самих». Я ему: «Ага, я тебя понял».
С этой идеей Гуськов отправился к жене:
— Предложили Лиде, она задала мне тот же вопрос: зачем? Я объяснил: это же общее место, мы столько лет вместе живём! Подмигнём, поиронизируем над собой.
Алексей Гуськов отметил, что Лидия Вележева — замечательная актриса, и никаких сложностей во время съёмок диссонанс семейного статуса не создавал.
Всего же в фильме три главных героини. Помимо Лидии Вележевой, в «Вечной жизни» сыграла Оксана Фандера, а также молодая актриса Полина Пушкарук. У каждой из героинь — свой образ и своё значение.
— Оксана Фандера — это женщина-мечта, это некий подарок герою в жизни, — пояснил Алексей Гуськов. — Лидия Вележева — это семья. Семья есть семья, это понятно — когда два эго никак они не могут сойтись, и никто не может уступить. А Полина Пушкарук — это молодое поколение. Это тот, кто идёт позади, не принимающий никого.
Режиссёр картины рассказывал также журналистам, что героиня Лидии Вележевой играет в фильме, по сути, воплощение самой жизни, не прощающей ошибок, Полина-Николь — это надежда на будущее, а Оксана Фандера — естественно, любовь.
Мифических образов в картине, в принципе, хватает. И если героиням достаточно одного, то главный герой, сам Христофоров, мечется между двумя глобальными образами: римского легионера и Христа.
— В каждой хорошей картине есть миф, — рассказал Алексей Гуськов. — Мифотворчество есть везде. Вот вы смотрели фильм «Матрица»? Там на пятой минуте героя называют Избранным, и всё, дальше мы всю эту историю знаем.
У Христофорова же миф особо сложный, замешанный на римско-христианских конфликтах:
— У нас человек боя трансформируется в человека прощения, и дальше, через эту игровую функцию, у него меняется точка зрения на жизнь. У человека боя она достаточно конкретная и понятная, а у человека прощения она несколько иная. И через эту игровую функцию жизнь дарит нашему герою подарки, — раскрыл суть кинометафоры актёр.
Однако в фильме есть и ещё одна важная линия — взаимоотношений отцов и детей. У гладиатора-проповедника Христофорова есть не только бывшая жена и женщина мечты, а также женщина-друг Николь, у которой он пытается позаимствовать немного крови из вены, но и сын. Крашеный и модно стриженый молодой человек, конечно же, играет на электрогитаре, конечно, в death metal-группе, и, разумеется, обижен на папу. Но не переживайте — в глубине души он всё равно любит отца и даже готов играть для него за деньги.
Проблема взаимоотношений отцов и детей хорошо знакома и самому Алексею Гуськову — ведь у актёра трое детей. И двое из них — сыновья. Старший сын Гуськова решил в своё время, как и отец, стать актёром, а младший — продюсером. По словам нашего собеседника, рецепт хороших отношений с детьми довольно прост:
— Нужно уважать их выбор. Уважать выбор, уважать личность, уважать все поиски себя и не мешать, — дал совет актёр.
Алексей Гуськов уверен, что проблема отцов и детей всегда одинаково актуальна.
Отметим, что в фильме есть не только «взрослая» любовная линия «Гуськов — Фандера» (Христофоров — Марго), но и «молодёжная». Героиня Полины Пушкарук Николь ещё в начале фильма оказывается с разбитым сердцем из-за мускулистого легионера, а к концу заклеивает свою сердечную мышцу с помощью сына главного героя. Любовь эта, впрочем, не особо ярко очерчена.
Зато героиня Полины Пушкарук занимает в фильме столь же важное место, как и сам Христофоров. На афишах мы видим изысканную Оксану Фандеру, однако её Марго, мягко говоря, не раскрыта в картине. Да и в кадре она мелькает гораздо реже, чем огненная шевелюра Полины Пушкарук.
Пожалуй, именно живая, яркая во всех смыслах и очень интересная героиня Полины и вытянула весь фильм на поверхность. Несмотря на шутки о «нелепой смерти», истории про соседа с дрелью, непристойные замечания гоповатого «гладиатора» и прочие «особенности» сценария.
Алексей Гуськов признался, что весь фильм — это его личные размышления о жизни, сжатые в полтора часа реального времени и в несколько дней времени сюжетного.
— Что-то такое и со мной происходило в какие-то годы. Такое отчаяние, — вспомнил актёр. — Как найти вот эту сиюминутную радость дня? Вот как? Каждый день уникален, он нам подарен, а мы об этом не думаем, и дни проскакивают один за другим. А вот как превратить в праздник будни, каждый день?
Ответ на этот вопрос, видимо, следует искать в картине — между яркими видами южного берега Крыма, разодетыми аниматорами, переплетающимися недораскрытыми сюжетными линиями и «дерзкими» шутками.
Актёр рассказал также, что никогда не мечтал сыграть какую-то роль — роли, отделённые от контекста, вообще его не интересуют:
— Никогда ничего не хотел сыграть конкретного. Никогда, абсолютно искренне. Раньше я даже стеснялся это говорить. Меня не интересует сама по себе роль, костюм, что-то ещё. Меня интересует тема. Вот если через этот характер я могу сейчас разговаривать со зрителем, могу поделиться своими мыслями, своими чувствами о сегодняшнем дне — тогда мне это интересно, — объяснил актёр.
Помимо темы и характера Алексея Гуськова, по его признанию, может привлечь сам жанр картины.
— На сегодняшний день мне всё-таки ближе ироничная комедия. Где есть самоирония. Я очень люблю Вуди Аллена, братьев Коэнов, их я считаю лучшими режиссёрами, — поделился актёр. — Вот это мне ближе всего сейчас.
Больше интересных новостей и интервью со звёздами читайте на нашем канале на «Яндекс.Дзен».