Прямой эфир

Интервью с Алексеем Гуськовым: вечная жизнь как комедия, или О чём я стеснялся сказать

Маргарита Звягинцева
19 октября 2018, 17:40
В Петербург на премьеру комедии «Вечная жизнь Александра Христофорова» 17 октября приехал актёр и продюсер Алексей Гуськов — звезда сериала «Граница. Таёжный роман». Мы поговорили с актёром о создании фильма, отношениях отцов и детей и самоиронии.
Фото: объединенная киносеть «Формула Кино / Синема Парк»

Похмельный Агриппа и Крым вместо Рима

— Фильм рекомендован к просмотру всем как таблетка от осенней хандры!

Эту фразу сам Алексей Гуськов на петербургской премьере своей новой картины повторил не один раз. В иронической комедии «Вечная жизнь Александра Христофорова», которая официально вышла на экраны вчера, 18 октября, Гуськов сыграл главную роль — актёра-неудачника Шурика. Вся карьера Христофорова свелась к одной роли — и то, не в кино или театре, а в историческом парке аттракционов.

«Действующим веществом» в этой «таблетке», по объяснению актёра и продюсера фильма, выступают яркие и сочные летние виды: море, солнце, песок и запоминающиеся пейзажи южного берега Крыма. Комедия снималась в Судаке и Ялте, причём в центре истории оказалась живописная Генуэзская крепость, построенная в XV веке.

Интересно, что изначально задумки относительно локации были гораздо более смелыми:

— Сначала была идея снимать в Италии, в Риме, — признался Алексей Гуськов. — Но потом шандарахнул кризис, и стало понятно, что это невозможно. Тогда в сценарии прописали южный берег Крыма.

На фоне высоких крепостных башен, холмов, покрытых выжженной травой, пронзительно-синего неба и белых барашков морской пены разворачивается очень странная история главного героя — бывшего актёра Александра Христофорова. В начале фильма Христофоров, как и положено, просыпается с похмелья. Точнее, сначала мы видим его панихиду — но это лишь сон. Главное же здесь — и это поймёт любой русский человек — похмелье в жару.

Несмотря на солидный возраст, палящее солнце и некую непонятную смертельную болячку, суть которой так и не раскрывается (в конце концов, это лёгкая комедия, а не «Доктор Хаус» какой-нибудь), Христофоров после пробуждения вскакивает, будто юный зайчик, и бежит на работу. Впрочем, нет — сначала он бежит похмеляться.

И тут мы видим некоторое расхождение с изначальным планом авторов фильма.

— Мы хотели, чтобы зритель сыдентифицировал себя с этим героем, — рассказал актёр и продюсер картины Алексей Гуськов, — и радовался тому, как он из этих ситуаций выскакивает, как он свою жизнь всё-таки повернул в лучшую сторону и как он добился этой вечной жизни.

Однако народный герой бежит похмеляться вовсе не народными напитками, а басурманским «Джеком Дениелсом», который, среди прочих напитков, оказывается на полочке у местного целителя. «Подлечившись», Христофоров облачается в латы, берёт меч и выходит на арену местного «Колизея» — играть свою главную и единственную роль.

Кадр из фильма/ Фото: объединенная киносеть «Формула кино/ Синема парк»
Кадр из фильма/ Фото: объединенная киносеть «Формула кино/ Синема парк»

Христофоров — гладиатор Агриппа, звезда главного аттракциона парка развлечений. Когда-то «гладиаторские бои» придумал он сам, но позже продал идею директору парка Игнатьичу (Игорь Угольников), и с тех пор остался просто скромным главным героем и вечно побеждающим (по сценарию) титулованным воином.

Но в этот раз что-то пошло не так. Возраст, жара и басурманское пойло дали о себе знать — Христофорову стало худо прямо на арене. Да ещё и молодой петушистый партнёр в исполнении Романа Курцына до последнего не мог понять, что это спектакль со сценарием, а не настоящий бой, и нужно придерживаться прописанного, не стремиться одержать победу…

Результат — провал. Полный и окончательный.

— По всем законам жанра надо было поставить его в те ситуации, которые очень понятны зрителю, — рассказал Алексей Гуськов. — Нужно было насоздавать ему препятствий. Поэтому мы говорим, что Шурик, наш герой, испортил в своей жизни всё, что можно испортить. Он испортил отношения с семьёй, у него нет уважения сына, его не очень любят окружающие…
Фото: объединенная киносеть «Формула кино/ Синема парк»
Фото: объединенная киносеть «Формула кино/ Синема парк»

Именно в таком персонаже — севшем в лужу по всем фронтам похмельном неудачнике — зритель и должен узнать себя. Впрочем, есть у Христофорова и плюсы. Так, он совершенно однозначно не лезет за словом в карман, не тушуется в сложных ситуациях и продолжает бегать марафоны, несмотря на похмелье и смертельный диагноз (какой — мы так и не поймём, но мы ведь, в конце концов, не «Скорую помощь» снимаем). Как говорится, поднимите руки, кто узнал.

«Вечная жизнь и прочие достижения Шурика»

Но почему же «Вечная жизнь»? Алексей Гуськов признался «78», что, на самом деле, название не имеет такого уж большого значения.

— С названием всегда очень сложно. У нас в фильме есть павильон развлечений под названием «Вечная жизнь», в котором работает герой. Так было изначально в сценарии. Но мы не можем назвать павильон развлечений «Вечная жизнь»,— поделился актёр и продюсер.

Аттракцион, в который ослабевшего Христофорова переводят из «Колизея», действительно, связан с вечной жизнью — это хлев с намёком на историю христианства. Теперь Христофорову придётся исполнять роль Иисуса Христа, и вместо ежедневных боёв проповедовать смирение. Намёк на новое амплуа, отметим, есть и в фамилии героя.

Кадр из фильма/ Фото: объединенная киносеть «Формула кино/ Синема парк»
Кадр из фильма/ Фото: объединенная киносеть «Формула кино/ Синема парк»

Но тут, видимо, есть отсылка к первоначальной идее. Алексей Гуськов рассказал, что идея появилась у него очень давно, много лет назад:

— Семь лет назад я прочитал в интернете опрос на тему «Что бы вы делали, если бы вам осталось жить две недели». И самое удивительное, что ответы в первой десятке у людей на 94% совпадали. А первые ответы вообще — и на вечность, и на короткое время — совпадали полностью. Мужская часть опрошенных говорила в своих фантазмах о женщине, а женская часть — о спутнике.

Вывод из этого материала, так серьёзно повлиявшего на него, актёр сделал однозначный:

— Значит, любить и быть любимым — самая ближайшая наша человеческая потребность. Всё остальное — заработать денег пять чемоданов, купить лодку, облететь земной шар — все эти варианты стояли уже после десятого, — поделился Алексей Гуськов.

Из идеи о любви как главной человеческой потребности и родился, в итоге, фильм — а вместе с ним и история, и её персонаж. Которому, напомним, осталось жить совсем немного (но почему — неважно, у нас тут не «Клиника» какая-нибудь, и даже не «Интерны», зачем вдаваться в детали?). Тем не менее, за свою короткую оставшуюся жизнь он хочет успеть полюбить. И любить вечно — в своих снах (где каждую ночь его настойчиво хоронят коллеги).

Фото: объединенная киносеть «Формула кино/ Синема парк»
Фото: объединенная киносеть «Формула кино/ Синема парк»

Но на самом деле, всё это не имеет значения.

— Мы могли бы назвать картину «Вечная жизнь Шурика», или «Вечная жизнь и прочие достижения Шурика» — тогда, наверное, было бы попонятней. Но с «Шуриком» связаны все гайдаевские картины, поэтому так получилось, — рассказал «78» Алексей Гуськов.

Правда, итоговое название картины вызывало замешательство у самих авторов своей необычной длиной и сложностью.

— Долго-долго рассуждали, что, действительно, длинноватое оно немного — «Вечная жизнь Александра Христофорова». Но ведь у нас комедия! — поделился актёр и продюсер. — И надо было поставить какой-то значок, что это не какая-то философская дичь, не что-то такое заумное, а всё-таки это комедия. Поэтому и появился Александр Христофоров.
Кадр из фильма/ Фото: объединенная киносеть «Формула кино/ Синема парк»
Кадр из фильма/ Фото: объединенная киносеть «Формула кино/ Синема парк»

Впрочем, сам автор идеи уверен, что название — дело десятое и вовсе не важно для конечного продукта:

— Я в данном случае не смущаюсь. Самое главное — чтобы картина жила, получилась — а она у нас получилась. И чтобы зритель проголосовал за неё рублём. Ну вот у Вуди Аллена есть фильм «Всё, что вы хотели знать о сексе, но боялись спросить», например. Название — это совершенно последняя история!

Эго в семье, мифотворчество и конфликт гладиатора с Христом

В фильме, помимо самого Алексея Гуськова, снялась целая плеяда прекрасных актёров — от заслуженных до совсем молодых. Любопытно, что роль бывшей жены Христофорова, обозлённой на него до последней степени, сыграла актриса Лидия Вележева, с которой Гуськов счастливо прожил в браке 30 лет — и на которой женат до сих пор.

Как поведал актёр, пригласить его супругу на роль «злобной бывшей» предложил ему режиссёр фильма — Евгений Шелякин:

— Он подошёл ко мне и спросил: «Евгений Геннадьевич, а вы не будете против?..» Я ему: «Предлагай, в чём проблема? А идея твоя какова?» Он объяснил: «Ну, у нас же с вами ироничная картина. Комедийность, самоирония должны присутствовать и в нас самих». Я ему: «Ага, я тебя понял».
Алексей Гуськов и Лидия Вележева/ Фото: globallookpress.com
Алексей Гуськов и Лидия Вележева/ Фото: globallookpress.com

С этой идеей Гуськов отправился к жене:

— Предложили Лиде, она задала мне тот же вопрос: зачем? Я объяснил: это же общее место, мы столько лет вместе живём! Подмигнём, поиронизируем над собой.

Алексей Гуськов отметил, что Лидия Вележева — замечательная актриса, и никаких сложностей во время съёмок диссонанс семейного статуса не создавал.

Всего же в фильме три главных героини. Помимо Лидии Вележевой, в «Вечной жизни» сыграла Оксана Фандера, а также молодая актриса Полина Пушкарук. У каждой из героинь — свой образ и своё значение.

— Оксана Фандера — это женщина-мечта, это некий подарок герою в жизни, — пояснил Алексей Гуськов. — Лидия Вележева — это семья. Семья есть семья, это понятно — когда два эго никак они не могут сойтись, и никто не может уступить. А Полина Пушкарук — это молодое поколение. Это тот, кто идёт позади, не принимающий никого.

Режиссёр картины рассказывал также журналистам, что героиня Лидии Вележевой играет в фильме, по сути, воплощение самой жизни, не прощающей ошибок, Полина-Николь — это надежда на будущее, а Оксана Фандера — естественно, любовь.

Мифических образов в картине, в принципе, хватает. И если героиням достаточно одного, то главный герой, сам Христофоров, мечется между двумя глобальными образами: римского легионера и Христа.

— В каждой хорошей картине есть миф, — рассказал Алексей Гуськов. — Мифотворчество есть везде. Вот вы смотрели фильм «Матрица»? Там на пятой минуте героя называют Избранным, и всё, дальше мы всю эту историю знаем.
Кадр из фильма/ Фото: объединенная киносеть «Формула кино/ Синема парк»
Кадр из фильма/ Фото: объединенная киносеть «Формула кино/ Синема парк»

У Христофорова же миф особо сложный, замешанный на римско-христианских конфликтах:

— У нас человек боя трансформируется в человека прощения, и дальше, через эту игровую функцию, у него меняется точка зрения на жизнь. У человека боя она достаточно конкретная и понятная, а у человека прощения она несколько иная. И через эту игровую функцию жизнь дарит нашему герою подарки, — раскрыл суть кинометафоры актёр.

Отцы, дети и главная героиня фильма, не попавшая на афиши

Однако в фильме есть и ещё одна важная линия — взаимоотношений отцов и детей. У гладиатора-проповедника Христофорова есть не только бывшая жена и женщина мечты, а также женщина-друг Николь, у которой он пытается позаимствовать немного крови из вены, но и сын. Крашеный и модно стриженый молодой человек, конечно же, играет на электрогитаре, конечно, в death metal-группе, и, разумеется, обижен на папу. Но не переживайте — в глубине души он всё равно любит отца и даже готов играть для него за деньги.

Оксана Фандера и Алексей Гуськов (кадр из фильма)/ Фото: объединенная киносеть «Формула кино/ Синема парк»
Оксана Фандера и Алексей Гуськов (кадр из фильма)/ Фото: объединенная киносеть «Формула кино/ Синема парк»

Проблема взаимоотношений отцов и детей хорошо знакома и самому Алексею Гуськову — ведь у актёра трое детей. И двое из них — сыновья. Старший сын Гуськова решил в своё время, как и отец, стать актёром, а младший — продюсером. По словам нашего собеседника, рецепт хороших отношений с детьми довольно прост:

— Нужно уважать их выбор. Уважать выбор, уважать личность, уважать все поиски себя и не мешать, — дал совет актёр.

Алексей Гуськов уверен, что проблема отцов и детей всегда одинаково актуальна.

Отметим, что в фильме есть не только «взрослая» любовная линия «Гуськов — Фандера» (Христофоров — Марго), но и «молодёжная». Героиня Полины Пушкарук Николь ещё в начале фильма оказывается с разбитым сердцем из-за мускулистого легионера, а к концу заклеивает свою сердечную мышцу с помощью сына главного героя. Любовь эта, впрочем, не особо ярко очерчена.

Полина Пушкарук (кадр из фильма)/ Фото: Pr Scr vk.com
Полина Пушкарук (кадр из фильма)/ Фото: Pr Scr vk.com

Зато героиня Полины Пушкарук занимает в фильме столь же важное место, как и сам Христофоров. На афишах мы видим изысканную Оксану Фандеру, однако её Марго, мягко говоря, не раскрыта в картине. Да и в кадре она мелькает гораздо реже, чем огненная шевелюра Полины Пушкарук.

Пожалуй, именно живая, яркая во всех смыслах и очень интересная героиня Полины и вытянула весь фильм на поверхность. Несмотря на шутки о «нелепой смерти», истории про соседа с дрелью, непристойные замечания гоповатого «гладиатора» и прочие «особенности» сценария.

О сиюминутной радости и сокровенном

Алексей Гуськов признался, что весь фильм — это его личные размышления о жизни, сжатые в полтора часа реального времени и в несколько дней времени сюжетного.

— Что-то такое и со мной происходило в какие-то годы. Такое отчаяние, — вспомнил актёр. — Как найти вот эту сиюминутную радость дня? Вот как? Каждый день уникален, он нам подарен, а мы об этом не думаем, и дни проскакивают один за другим. А вот как превратить в праздник будни, каждый день?
Фото: globallookpress.com/ Valery Luckyanov
Фото: globallookpress.com/ Valery Luckyanov

Ответ на этот вопрос, видимо, следует искать в картине — между яркими видами южного берега Крыма, разодетыми аниматорами, переплетающимися недораскрытыми сюжетными линиями и «дерзкими» шутками.

Актёр рассказал также, что никогда не мечтал сыграть какую-то роль — роли, отделённые от контекста, вообще его не интересуют:

— Никогда ничего не хотел сыграть конкретного. Никогда, абсолютно искренне. Раньше я даже стеснялся это говорить. Меня не интересует сама по себе роль, костюм, что-то ещё. Меня интересует тема. Вот если через этот характер я могу сейчас разговаривать со зрителем, могу поделиться своими мыслями, своими чувствами о сегодняшнем дне — тогда мне это интересно, — объяснил актёр.
Вуди Аллен/ Фото: globallookpress.com/ Armando Gallo
Вуди Аллен/ Фото: globallookpress.com/ Armando Gallo

Помимо темы и характера Алексея Гуськова, по его признанию, может привлечь сам жанр картины.

— На сегодняшний день мне всё-таки ближе ироничная комедия. Где есть самоирония. Я очень люблю Вуди Аллена, братьев Коэнов, их я считаю лучшими режиссёрами, — поделился актёр. — Вот это мне ближе всего сейчас.

Больше интересных новостей и интервью со звёздами читайте на нашем канале на «Яндекс.Дзен».