Ровно 75 лет назад 12 ленинградских священнослужителей получили медали «За оборону Ленинграда». Это первые правительственные награды духовенства за всю историю советской власти. Клирики Никольского участвовали в противовоздушной обороне — дежурили на крыше храма, тушили зажигательные бомбы, поддерживали и воодушевляли прихожан.
На сегодняшний день в музее петербургской епархии сохранились две те самые медали, которыми награждали ленинградское духовенство в 1943-м. Их несколько лет назад передали родственники священников.
— Интересна история второй медали. Она вделана в этот импровизированный киотик, вместе с маленькой иконочкой. Эта икона сопровождала протоиерея Славницкого во время его блокадного служения. Он с ней не расставался, она постоянно была в кармане его рясы, — рассказывает главный хранитель архива и музея Санкт-Петербургской Епархии Ольга Ходаковская.
Настоятель Никольской церкви протоиерей Николай Ломакин в 1943-м также получил медаль «За оборону Ленинграда». Уже после войны на Нюрнбергском процессе он рассказывал об ужасах в блокадном городе и том, в каких условиях священники вели службы.
— На Нюрнбергском процессе он говорил о том, что ему доводилось видеть как священнику. Были дни, когда к Никольской церкви за сутки привозили до 200 гробов. Священникам приходилось их отпевать буквально ежедневно, — отмечает Ходаковская.
К началу войны в Ленинграде осталось всего 10 православных храмов. В 1917-м году, для сравнения, их было около 500. Уже в Великую Отечественную молитвенные места стали появляться вновь, в основном, на оккупированных территориях области. В государственном музее истории религии сегодня работает отдельная экспозиция с церковными предметами времён блокады.
— Самодельное кадило из колпачка артиллерийского орудия, деревянный крест священника. Всё довольно скромное, можно сказать убогое, но это всё, что помогало людям наладить духовно-молитвенную жизнь, — делится старший научный сотрудник государственного музея истории религии Александр Буров.
Церковную жизнь в блокадном Ленинграде поддерживали около 30 священнослужителей. Среди них был и будущий патриарх Московский и всея Руси, а во время войны митрополит ленинградский Алексий.
— Именно митрополит Алексий проявил вековую традицию православной церкви — когда приходил враг, взаимные обиды между государством и церковью забывались, и пастыри полагали всю свою жизнь, все свои усилия на то, чтобы вдохновить и поддержать народ, шедший на смерть, — заявил настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте Андрей Панков.
Награждение священнослужителей правительственными наградами, как считают историки, значило в то время, что советская власть всё же оценила заслуги духовенства в борьбе с захватчиками.
— Это был исторический жест, что государство признаёт патриотическую деятельность церкви, что государство сохраняет ей жизнь. Это не значит, что государство готово сделать церковь господствующей, как это было до революции. Нет. Это значило — можете жить, — считает Буров.
Напомним, ранее свой юбилей отмечал главный морской собор России.