Яркие картины Васи Ложкина открывают перед нами пугающий, жуткий, но насыщенный событиями мир города Кобылозадовска. До города этого просто так не добраться — сначала нужно лететь самолётом, потом ехать на такси, ну, а после, когда таксист откажется, придётся прорываться на тракторе. И только так вы попадёте в «гиперболическую метафору», которую воспевает в своих творениях Ложкин, — стоящий на берегу радиоактивной реки город-герой Кобылозадовск.
Здесь вас ждут оборотни в погонах, приходящие раз в неделю «забирать бабло и пить кровь», суровые зайцы, рекомендующие «фильтровать дискурс», истинно русская готика, передовые методы лечения гомосексуализма и, разумеется, милые котики. Потому что котики — это не только главная человеческая радость, но и основной источник дохода художника.
Именно благодаря Васе Ложкину мы знаем, что гомосексуализм лечится только «верой, любовью, трудом и медикаментами», и прекрасно представляем себе лица тех, кто добросовестно слушает наши телефонные разговоры. Картина «Родина слышит» — одна из самых популярных работ художника. Её, как и «Утро в сосновом бору», видели практически все. Но не все знают, кто он — творец шедевра.
На самом деле художника Васю Ложкина зовут Алексей Куделин, и по образованию он вовсе не творец живописи и скульптуры, а совсем даже юрист. Правда, по специальности уроженец подмосковного Солнечногорска не проработал ни дня. Когда он окончил вуз, на крыльце стояли, готовясь наступить, безумные 90-е.
Как не раз рассказывал журналистам творец зайцев и котиков, большинство его знакомых и одноклассников в те времена с головой окунулись в «реальные дела». Решая «серьёзные вопросы», они стали уходить один за другим. Вникуда и навсегда. Кого-то убили такие же бандиты, кого-то — героин и алкоголь, третьи не выдержали сами. А вот Ложкина-Куделина, по его словам, спас панк-рок.
Несмотря на то, что все мы знаем Ложкина как художника, в первую очередь этот гениальный человек и котиковед — музыкант. Наслушавшись в юности «Гражданской обороны», Куделин вскоре сам стал играть музыку. Но была она, в точности как и живопись Ложкина, не совсем серьёзной. Ирония, сарказм и безудержный стёб, а также всепоглощающее веселье и безграничная широта души — всё это можно найти в любой из песен Ложкина. А песен, как и стихов, он сочинил немало.
Музыкальное творчество Васи Ложкина весьма обширно и разнообразно — от манифеста «ужасного хомячка-мутанта» до «Блюза грустного дурака» и философской песни «Все воруют». За свою долгую творческую жизнь Куделин создал, распустил, снова создал и вновь уничтожил множество групп. Самыми известными среди них стали «Вася Ложкин Рокындроль Бэнд» и коллектив «Эбонитовый колотун».
Помимо них, были у творца, по его заявлениям, и другие коллективы. Но особенно запомнились именно эти два, а также сольное творчество маэстро. И вот совсем недавно, в феврале 2018 года Ложкин создал новую музыкальную группу — своего имени. Так она и зовётся: «Элитная рок-группа федерального уровня им. Васи Ложкина», или сокращённо — «ЭРГФУ им. Васи Ложкина».
Со своим новым коллективом художник и музыкант успешно гастролирует по клубам уездных городов, а также выпускает концептуальные клипы — например, «Вкусная земля», «Все воруют», «Гагарин» и другие. И хоть сам автор песен и идейный вдохновитель коллектива признаётся, что на его концерты во все времена приходили то «10 поклонников», то «50 знакомых», это его ничуть не смущает.
К своему музыкальному творчеству Ложкин относится очень трепетно. Вот, например, в феврале текущего года Вася обнаружил на Ютьюбе, на собственном канале с музыкой последнего гениального коллектива — что бы вы могли подумать — дислайк! Это событие так задело творца, что музыкант и художник разродился сразу несколькими картинами.
«Сегодня ты „дислайк“ поставил, а завтра Бог тебя оставил!» — грозится на одном из своих творений Ложкин. На другом же шокированный рыжий котёночек вопрошает: «Неужели среди вас есть те, кто считает мою музыку говном?»
«Это вот как? Что движет этим человеком? Болезнь? Одержимость? До какой степени осатанелости надо дойти, чтобы жамкнуть своей корявой ручонкой на кнопку „мне не нравится“?» — вопрошает творец в ЖЖ. Потому что любовь и одобрение слушателей — это важно.
В своём блоге Вася Ложкин заявляет, что сегодня его музыка — это «чистый неразбавленный Рок: кровь из ушей, кишки наизнанку». Ранее, впрочем, музыкант перебрал немало стилей: от уже упомянутого панка до ска. Но любой музыкальный стиль, в итоге, призван воплощать одно — балаган и безумие.
Сам художник признавался журналистам, что всё его художественное творчество вышло из музыкального, а вовсе не наоборот. Именно музыка помогла ему пережить безумные 90-е и вполне успешно дотянуть до сегодняшнего дня.
А вот «котиковая» живопись родилась почти спонтанно. Как рассказывал художник, ещё в середине 90-х он пробовал рисовать, но выходило чересчур жёстко — не нравилось никому из знакомых. И вот однажды он нарисовал кота. И запустил кота в интернет. Точнее — в Живой журнал, на просторах которого Ложкин был активным блогером. Как ни странно, кот «выстрелил». И даже принёс хозяину первые деньги — 3000 рублей. С тех пор коты и кормят живописца.
Коты поют серенады под окнами прекрасной дамы, откупоривают зелёные бутылки и раскуривают папиросы, смотрят на вас огромными испуганными глазами и зовут исследовать космос — ещё девственно чистый и не загаженный их земляками.
Впрочем, на полотнах художника мы видим и других животных. Было время — «картинки» Ложкина, как он сам называет свои работы, плотно заселяли зайцы. Но со временем художник зайцев разлюбил. Эти звери, по словам творца, воплощают трусость, которая ему не по душе.
Но место зайцев пусто не бывает — и на смену ушастым тварям быстро пришли медведи, обезьяны и свиньи. Есть и антропоморфные поленья, и зооморфные люди. А также клоуны (в том числе мёртвые) и суровые мужики с топорами.
Мужики с топорами лишь кажутся брутальными хозяевами жизни. На самом деле они — марионетки в руках других персонажей. А вот хмурые лица людей в серых плащах и шляпах, в галстуках и с горячим чаем в стаканах вы забудете вряд ли. Потому что они — повсюду. И они знают о вас всё.
А Вася Ложкин прекрасно знает, что от космических лучей помогает алюминиевая кастрюля и ванночки для ног с раствором бетона. «Фендер» всегда заменит ленинградская балалайка, а любого обиженного котика спасёт бабушка с топором. Потому что котиков обижать нельзя. Никогда.
Лица на картинах Васи Ложкина всегда узнаваемы. Точнее — они почти всегда одинаковые. Но не потому, что художник не умеет рисовать (хотя постоянно об этом и заявляет). Сам Алексей Куделин утверждает, что все его «картинки» — это автопортреты. Причём и в зеркало он уже давно не смотрит — знает всё, что хочется нарисовать, наизусть.
Свои работы он также называет «панком в живописи», а стиль — «военным репортажем». Потому что в Кобылозадовске внутренняя война идёт всегда. И не нужно далеко ехать, чтобы её увидеть.
Несмотря на то, что сегодня работы Ложкина знает вся страна, глобальная популярность пришла к художнику относительно недавно. Первая крупная его выставка состоялась пять лет назад, в мае 2013 года в московском Центральном доме художника. С тех пор он появлялся там не единожды — с персональными выставками «Ляпотааа!», «Живы будем — не помрём!» и «Великая прекрасная Россия».
В Петербурге работы художника выставлялись два года назад, в сентябре 2016 в галерее «Свиное рыло». Сам же Куделин входит в группу «Колдовские художники», проповедующую «мультреализм». Среди других участников группы — известный петербургский художник Николай Копейкин, участник группы «НОМ» Андрей Кагадеев, Кирилл Миллер и ещё 16 вдохновенных творцов.
На новой экспозиции в Северной столице Вася Ложкин представит 100 новых живописных работ и инсталляций. Посетить выставку художника «Жизнь — весёлый карнавал» можно будет до 31 октября в кластере «Артмуза».