Прямой эфир

Без новых школ и МФК «Политех»: как бюджет на 2019 год изменит Петербург

Александр Саблин
1 октября 2018, 11:16
У чиновников и депутатов подрастут зарплаты, полмиллиарда добавят на газету и телевидение Смольного, расходы на реставрацию памятников снижаются, а субсидия перевозчикам стремительно приближается к 10% от всех расходов.
Фото: assembly.spb.ru

Пиар на фоне дефицита

Комитет финансов обнародовал проект бюджета Петербурга на 2019 год. Доходы оценили в 576 млрд, а расходы — в 628 млрд рублей. Дефицит достиг 52 млрд рублей, что составляет 9,2%. При этом упор на экономию коснулся далеко не всех. К примеру, комитет по печати ранее запросил добавку в полмиллиарда на собственные газету и телеканал Смольного, и щедрые распорядители удовлетворили эту просьбу в полном объёме.

Расходы на телеканал «Санкт-Петербург» составят 1,1 млрд рублей. Согласно официальным документам, там каким-то образом накопился дефицит финансирования за 124 дня, и его предполагается таким способом ликвидировать. А газета «Петербургский дневник» будет обходиться городу в 300 млн рублей, почти вдвое дороже. За эти деньги её обещают сделать ежедневной.

Данные цифры выглядят особенно контрастно на фоне других бюджетных статей. Так совокупные расходы Смольного на самопиар почти достигли уровня затрат на программу «Молодёжи доступное жильё». А комитету по охране памятников придётся ужаться: в этом году он получит 2,6 млрд против 3,3 прошлогодних. Львиная часть этой суммы идёт на реставрацию памятников. Ранее в комитете жаловались на то, что даже на первоочередные нужды не хватает ещё около миллиарда рублей. Из ситуации пытаются выйти посредством спорных законопроектов, направленных на привлечение инвестиций. Сперва речь шла об аренде памятников за 1 рубль, теперь их хотят продавать без торгов.

Фото: globallookpress.com/ Serguei Fomine
Фото: globallookpress.com/ Serguei Fomine

Впрочем, на себе на этот раз чиновники экономить не стали. Расходы на зарплаты в Смольном и Заксобрании увеличатся. Правда, не столь радикально, как расходы на собственный автопарк: бюджетному автотранспортному учреждению «Смольнинское» решили добавить 150 млн рублей. В результате его общие расходы также превысят миллиард.

Предвыборная «разводка» с тарифами на транспорт

В Петербурге второй город подряд не будут расти тарифы на проезд в общественном транспорте, а с 2020 года с карты города должны исчезнуть маршрутки в их нынешнем виде. Проезд в них будет стоит столько же, сколько и в «социальных» автобусах, также там начнут действовать все предусмотренные законодательством льготы.

На первый взгляд все это звучит крайне привлекательно, если забыть о том, как и зачем проделывается данный трюк, и чем он чреват в будущем. Тарифы на проезд в Северной столице традиционно замораживают в годину выборов. В 2018 году была президентская компания, и теперь у Смольного есть повод приписать себе часть заслуг, связанных с высоким рейтингом президента на его родине. А в 2019 году пройдут губернаторские выборы, в которых собирается участвовать уже сам Георгий Полтавченко. Вот и решил он не портить избирателям настроение.

Уловка здесь состоит в том, что на самом деле петербуржцы оплатят рост цен на проезд, но по другой схеме, так, чтобы это было для них незаметно. Дело в том, что городской бюджет почти на половину формируется за счет подоходного налога, забираемого с зарплат жителей Петербурга. Еще более четверти составляет, к примеру, налог на прибыль организаций, которую также формируют горожане своими покупками и трудовыми усилиями. А при заморозке тарифов приходится резко увеличивать субсидии перевозчикам из тех самых средств, которые жители Северной столицы собрали сообща.

Фото: СПб ГУП «Горэлектротранс»
Фото: СПб ГУП «Горэлектротранс»

В 2019 году данная статья расходов вырастет почти на 5 млрд и достигнет уже 43 млрд рублей. 21 млрд из них приходится на «Петербургский метрополитен», еще 11,5 млрд на автобусы и 9,2 млрд на наземный электротранспорт. Но это еще полбеды. В 2020 году планируется выделить дополнительные 9 млрд на «осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа наземным городским пассажирским транспортом по регулируемым тарифам в автобусах». А на в 2021 году данная статья предположительно потянет на 19,5 млрд. В данном случае, речь, судя по всему, идет о реформе маршруток, которая потребует дополнительных субсидий на внушительную сумму.

В результате к тому времени совокупные затраты на субсидии перевозчикам могут превысить 10% от всех городских расходов, подойдя к рубежу в 70 млрд. Для сравнения целая Псковская область будет тратить аналогичную сумму на все свои нужды в течение 2,5 лет. В результате у города снижается простор для маневра по решению назревших инфраструктурных проблем. Скажем, ежегодные расходы на расселение коммунальных квартир уже несколько лет не меняются и составляют 3,1 млрд рублей. С учетом инфляции речь идет о фактическом снижении затрат. Такими темпами коммуналки будут оставаться петербургской реальностью вплоть до середины 21 века.

Отметим, что за последние семь лет субсидия перевозчикам выросла с 10 до 43 млрд рублей. При этом тарифы на проезд даже с учетом заморозки последних двух лет также увеличились почти в два раза.

Фото: СПб ГУП «Горэлектротранс»
Фото: СПб ГУП «Горэлектротранс»

Петербург теряет мини-футбол

Если в прошлом году Смольный едва не пустил по миру волейболистов «Автомобилиста» и баскетболистов «Спартака», то на это раз настал черед мини-футбольного клуба «Политех». Команда существовала с 1995 года, а с 2006-го исправно выступала в элитном дивизионе. Вылет был лишь однажды в 2016 году, но уже в следующем сезоне петербуржцы вернулись в Суперлигу. В последнем сезоне они заняли восьмое место, пробившись в плей-офф.

Весной проблемы начались у президента и основателя команды Кирилла Мирзояна. Его задержали по подозрению в хищении 6 млн рублей при закупке спортивной формы и инвентаря. Поначалу в клубе заявляли, что на судьбе коллектива это сказаться не должно, но в стартовавшем недавно сезоне она участия уже не принимает, а планы по выделению субсидии на 69 млн рублей Смольный пересмотрел. Теперь на «сильнейший мини-футбольный клуб» приходится только миллион.

К слову, волейбольному «Автомобилисту», клуб с великой историей, тоже предлагают затянуть пояса. Субсидия запланирована на уровне 9,5 млн рублей, что вдвое меньше, чем год назад.

Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

Новых детских садов и школ не будет

Зато в Петербурге решили заняться экологией. В частности, до 300 млн рублей вырастут расходы на утилизацию полигона «Новосёлки» в Левашово, ещё 100 млн приходится на Красный Бор. А комитет по здравоохранению с 1,8 до 2,5 млрд рублей поднимет затраты на оказание высокотехнологической медицинской помощи, не входящей в полис ОМС.

Ещё 300 млн рублей планируется вложить в амбициозный проект «ИТМО Хайпарк», который займётся всяческими инновациями. В 2020 году на его нужды запланированы уже 1,1 млрд рублей.

По традиции, Смольному придётся в очередной раз раскошелиться на оплату недополученных инвестором доходов на Западном скоростном диаметре. На эти цели комитет по инвестициям на этот раз запланировал 3,3 млрд рублей. Пока горожане пользуются платной дорогой менее активно, чем надеялись чиновники. Пару лет назад Георгий Полтавченко обещал, что с 2020 года ЗСД начнёт приносить городу прибыль. Кажется, он опять ошибся в расчетах. Во всяком случае динамика затрат по данной статье оптимизм губернатора не подтверждает.

Фото: globallookpress.com/ Konstantin Kokoshkin
Фото: globallookpress.com/ Konstantin Kokoshkin

Также в Смольном недавно обещали резко поднять расходы на развитие метро. К 2025 году они должны составить 50 млрд рублей. Но пока и этот прогноз выглядит фантастично. В бюджете на 2019 год данная статья занимает 28 млн рублей, примерно на уровне прошлого года. 12,7 млрд из них пойдут на участок от станции «Казаковская» до «Путиловской» на Красносельско-Калининской линии, а еще 11,1 млрд рублей — на первый пусковой комплекс от станции «Спасская» до станции «Большой проспект» на Лахтинско-Правобережной линии.

А ещё в 2019 году решили не строить новых школ и детских садов несмотря на стабильный рост населения города. Перед комитетом по строительству поставили задачу для начала завершить уже имеющиеся проекты. В общей сложности речь идёт о дюжине школ и двух десятках детских садиков. По некоторым из них работы ведутся аж с 2014 года. Хочется верить, что уж теперь-то ничто не помешает сдать их в срок.

Далее закон о бюджете Петербурга рассмотрят в Законодательном собрании. Скорее всего после второго чтения дефицит немного подрастёт. По традиции, Смольный добавляет денег на проблемные статьи дополнительной поправкой, а депутаты любят распределять часть бюджетного пирога по собственному усмотрению. Издревле это называлось «поправкой БФК», которая считается платой парламенту за лояльность.