Центральный музей железнодорожного транспорта празднует 205 лет. Сегодня на его площадке в Петербурге и Ленобласти можно увидеть более 70 тысяч экспонатов. Самые передовые технические разработки дорожной отрасли со всего мира, на которых учились студенты-инженеры, а спустя десятилетия стали экспонатами, красуются в «особой зале» при институте корпуса путей и сообщения.
— Новая выставка называется «Дары музею», и мы старались на этой выставке показать уникальные предметы, которые кому-то когда-то принадлежали — инженерам путей и сообщения, — говорит заведующая научно-техническим отделом музея Наталья Колташёва.
Есть у музея и выставка в Красном Селе. Там можно полюбоваться на форменную одежду инженера путей и сообщения 1917 года, модель снежного плуга, которую подарили американские коллеги в 1835 году, и «серебряный мост» одной из ювелирных фирм.
— Инспектором института был Августин Бетанкур. Он был и сам строителем мостов, а экспонаты собирались тогда для обучения воспитанников института, — рассказывает заведующая научно-техническим отделом музея Ирина Трунова.
Большинство экспонатов «технического Эрмитажа», которые представлены в виде макетов, ездит, гудит, вращается, да и по большей части отличается от своих больших собратьев только размером.
Третья площадка музея расположена под открытым небом. Там экспонаты уже в масштабе один к одному. Шесть десятков локомотивов, которые красуются на экспозиции, отслужили свой век. Венец коллекции — паровоз серии «Э». Его суммарный пробег более миллиона километров. В своё первое путешествие по дорогам ещё царской России этот паровоз отправился в 1913-м году из завода в Луганске. А последующие 70 лет он перевозил товарные поезда и был отправлен в музей в середине 1980-х.
При желании любой из этих экспонатов, как говорят работники музея, сможет отправиться в новый путь своим ходом. Однако сегодня на восстановление не хватает средств. В прошлом году вышел из строя последний рабочий локомотив.
— Для туристов это было большое событие. Многие из них никогда вживую паровоз не видели. Ну, а здесь мимо них проезжает такая махина. Людям интересно. Многие приезжали специально посмотреть на этот паровоз. В настоящее время ему требуется провести переосвидетельствование котла, оно будет проведено, и этот паровоз вновь станет живым, — рассказал научный сотрудник музея Александр Пенин.
В России всегда по-особенному относились к поездам и железным дорогам. Ведь по-другому не может быть в стране, где расстояния измеряются тысячами километров.
— Огромная страна. Девять часовых поясов. Только строительством железных дорог и, в первую очередь, строительством Транссибирской магистрали у нас получилось объединение всей страны в ту могучую страну, которая у нас сегодня существует, — считает директор музея Владимир Мителенко.