В Северной столице обсудили новый проект музея Блокады Ленинграда. В комитете по социальной политике прошла встреча архитекторов и ветеранов. Проект окрестили «чёрным квадратом Малевича», но не в хорошем смысле. В ситуации разбирался 78.ru.
На презентации концепции музейно-выставочного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» ветераны не выразили одобрение художественному взгляду современных архитекторов на блокаду.
— Чёрные страшные коробки… Только из-за одного вида туда не пойдут, — заявила председатель общества малолетних узников Галина Карасёва.
Когда началась блокада, Галина Леонидовна с матерью были в деревне в Ленинградской области. Вернуться обратно в осаждённый город они не успели. Вместе с другими пленными девочку с мамой отправили в концлагерь «Понары» под Вильнюсом.
Сегодня председатель общества малолетних узников Галина Карасёва рассказывает об ужасах войны молодому поколению. Она отлично понимает, насколько велика необходимость возведения музейно-выставочного пространства, посвящённого блокаде. Только представленный вариант далёк от её представления о том, как следует хранить память о войне.
По новой концепции, в центральной части архитектурной композиции будут пять башен, разных размеров и форм. Они представляют художественные символы домов-защитников города — покорёженных снарядами, искривлённых, но не сломленных.
Но самих ветеранов чёрные башни в духе авангардизма никак не впечатлили.
— Глядя на ваше произведение хочется прийти, сесть и плакать. А где же победа? — возмутился председатель Объединённого совета ветеранов войны и военной службы Виктор Шумилин.
Архитекторы ветеранов попытались успокоить — утверждённой экспозиционной концепции пока нет. Концепция от «Студии 44» выиграла в конкурсе проектов в 2017-м году. Ещё тогда к разработчикам появились вопросы. Первый и основной — материальный. На масштабное строительство придётся потратить более 4 млрд рублей.
По словам депутата Законодательного собрания Петербурга Алексея Ковалёва, на проект хотят потратить около 4,5 млрд рублей до 2022 года, из которых 3,5 млрд — это строительство музейно-выставочного комплекса.
Сомнения вызывает и расположение будущего музея — на пустыре на Смольной набережной. При этом музей в Соляном переулке закрыт на бессрочную реставрацию, а здание Левашовского завода, всю войну снабжавшего город хлебом, отдано под модный лофт. Но авторов проекта критические отзывы не пугают.
Пока утверждённого плана по содержанию музейных блоков внутри комплекса нет. Потому говорить о том, будут ли услышаны пожелания ветеранов, рано. А вот с архитектурой уже ничего не поделаешь. Проект прошёл все стадии согласования. В скором времени на Смольной набережной начнут строительство самого масштабного и самого спорного проекта по сохранению исторической памяти.