Прямой эфир

ДТП без ОСАГО: кто заплатит пострадавшему?

Александр Лобановский
24 сентября 2018, 16:03
Госдума попытается защитить водителей, пострадавших в авариях с участием автомобилистов, не имеющих полисов ОСАГО. Таковых на дорогах становится всё больше, и добросовестные участники движения остаются с «автонигилистами» один на один.
Фото: pxhere.com

Страховые компании любят подчёркивать в своей рекламе, что их клиенты защищены от неприятностей, являющихся предметом страхования. Но ОСАГО — это тот случай, когда рекламе верить не стоит. Вы можете аккуратно платить за страховку и соблюдать правила дорожного движения, но в один прекрасный день в вас врежется водитель, который плевал на свою обязанность страховаться. И тогда ваша страховая компания не поможет вам ничем, вы останетесь с виновником ДТП один на один.

Обязательное страхование автогражданской ответственности существует уже 16 лет, но лишь сейчас предпринята попытка как-то исправить эту несправедливость. Группа депутатов от ЛДПР внесла в Госдуму законопроект, по которому в вышеописанной ситуации платить потерпевшему должна его страховая компания. После чего она сможет взыскать ущерб с виновника аварии.

— Гражданин, которому причинён ущерб имущества в ДТП от недобросовестного виновника происшествия, вынужден для взыскания с виновника убытков затрачивать огромные усилия для самостоятельного сбора документов и доказательств, нести судебные расходы, тратить время для участия в судебных заседаниях. Напротив, страховые компании уже обладают кадровым ресурсом и возможностями для реализации таких действий, — объясняют депутаты в пояснительной записке к своему законопроекту.
Фото: globallookpress.com/ Zamir Usmanov
Фото: globallookpress.com/ Zamir Usmanov

Проблема, которую попытаются решить в Госдуме, становится всё более актуальной, отмечают эксперты. Водители всё чаще выезжают на дороги без действующего полиса ОСАГО,

— По статистике полугодовой давности, которую озвучивал Российский союз автостраховщиков, это 7% от всего автопарка по стране. В Питере, я могу допустить, что этот процент чуть меньше, — считает генеральный директор юридического бюро «Правила страхования» Алексей Кузнецов.

Глава регионального отделения общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Александр Холодов даёт более пессимистическую оценку — по его мнению, в Петербурге без полиса ездят уже более 10% водителей.

— Небольшой штраф за отсутствие полиса, высокая стоимость ОСАГО, — перечисляет Александр Холодов причины этого. — Если вы, например, прописаны в Пскове, вы замучаетесь в Петербурге покупать страховку. Отвратительная работа электронной системы. Возможность покупать «серое ОСАГО», когда в системе одни данные, а в распечатанном полисе — другие.
Фото: globallookpress.com/ Nikolay Gyngazov
Фото: globallookpress.com/ Nikolay Gyngazov

Получается замкнутый круг: водители всё чаще отказываются от ОСАГО и страховка защищает всё меньше. Внесённый в Госдуму законопроект мог бы исправить ситуацию, но шансов на его принятие немного, считает Алексей Кузнецов.

— Лобби у страховых компаний в Госдуме очень мощное, что подтвердили события прошлого года, когда в угоду страховщикам был принят закон об обязательном ремонте по ОСАГО. Проблема отказа автовладельцев от заключения договоров ОСАГО становится всё сильнее и сильнее, и страховщики сделают всё возможное, лишь бы на них это не перекладывали, — полагает эксперт.

Александр Холодов опасается, что принятие закона приведет к очередному росту тарифов ОСАГО.

— При огромном количестве отсутствующих полисов ОСАГО, я боюсь, что это в конечном итоге вызовет существенное удорожание полиса, — считает он.