Акция Всемирный день без автомобиля проводится в разных городах мира 22 сентября, начиная с 1994-го года. Уже несколько лет подряд к ней присоединяется и Санкт-Петербург. Руководители города подают петербуржцам личный пример, приезжая на работу на велосипеде или общественном транспорте. То, что в этом году 22 сентября пришлось на субботу, безусловно, облегчит им задачу.
Акция нацелена на пропаганду пешего и велосипедного способов передвижения, использования общественного транспорта и отказа от личных автомобилей, которые загрязняют окружающую среду и загромождают дороги.
В этом направлении пытаются двигаться и чиновники Смольного. В центре города вводится платная парковка, расширяется сеть велодорожек, реформируется система наземного общественного транспорта. Даже сервис каршеринга, приход которого в Петербург приветствовал лично губернатор Георгий Полтавченко, направлен на снижение числа машин на улицах города.
Однако пока что автомобилей на дорогах города меньше не становится. 78.ru спросил известных автоэкспертов, готовы ли они отказаться от личных машин и что для этого нужно.
Руководитель общественной организации «СПб.Авто» Святослав Данилов считает, что в центре Петербурга общественный транспорт развит хорошо и удовлетворяет потребности горожан на 90%. А вот на окраинах — лишь на 30%.
— Например, люди, которые живут на Ржевке. Им до ближайшего метро нужно ехать 5 — 10 км. Там ходит единственный трамвайчик, который берут штурмом. Автобуса ждать долго. Маршрутки лично для меня — этот тот вид транспорта, который я не выберу ни в каком случае, поскольку считаю их абсолютно не удовлетворяющими требованиям безопасности дорожного движения в принципе, — приводит пример Святослав Данилов.
Директор автоклуба «А24» Денис Шубин шутит, что он пересядет на общественный транспорт, только когда стоимость бензина достигнет 200 рублей за литр.
— Единственный гарантированный транспорт, на который можно полагаться с точки зрения времени, — это метро. Но со всеми его закрытиями из-за угрозы терроризма, это тоже уже не является гарантом. Конечно, общественный транспорт сделал шаги вперед, и когда в середине дня нужно проехать 3-4 остановки внутри одного района, наверное, это комфортно. Но если добираться на работу утром и обратно несколькими видами транспорта — проблема остаётся, — рассуждает Денис Шубин.
А если жить в пригороде и работать в Петербурге, то альтернативы автомобилю нет вообще, уверен он.
Лидер регионального отделения Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов не первый год участвует в акции День без автомобиля. Но и он не готов отказаться от машины в Петербурге.
— Я бы не сказал, что сегодня настолько хорошо работает у нас общественный транспорт, что можно бросить свой автомобиль и передвигаться на общественном транспорте… Если сравнивать с таким мегаполисом, как Москва, то там разветвлённая сеть метро позволяет в центре города обойтись без автомобиля совсем. Я просто имею такой опыт, и мне, например, автомобиль в Москве для того, чтобы совершать деловые поездки в центре, не нужен. В Санкт-Петербурге история другая. Плотной сети станций не хватает. Может, имеет смысл обратить внимание не развитие метрополитена, — говорит Валерий Солдунов.
Независимый автоэксперт Дмитрий Попов говорит, что готов отказаться от автомобиля после того, как около метро установят охраняемые велопарковки.
— У меня есть два велосипеда. Я не могу сказать, что они очень дорогие, но, учитывая, что я живу в российской действительности, у меня сердце кровью обливается, когда я ухожу в магазин, пристегнув велик цепью, потому что я видел, как отрезали цепи. И у меня уже дважды воровали велосипед. Как только реализуют проект велопарковок, я буду тем человеком, который поедет до метро на велосипеде, — заявляет Дмитрий Попов.
78.ru также обратился к одному из самых знаменитых автолюбителей Петербурга — актёру Михаилу Боярскому. Как оказалось, он не готов отказаться от своей машины ни при каких обстоятельствах.
— Это средство, которое мне помогает перевезти внуков, жену, себя, друзей, знакомых, — рассказал он про свой автомобиль. — Это способ добраться до работы, в любое другое место, в магазины и т. д. Кроме машины, мне ни велосипеды, ни другие виды транспорта не нужны.