Прямой эфир

«Аэрофлот» рисует для Пулково «улётные» перспективы

Александр Лобановский
13 сентября 2018, 18:42
Авиакомпания «Аэрофлот» обещает исполнить многолетнюю мечту Смольного и превратить аэропорт «Пулково» в хаб — центр стыковочных рейсов. Эксперты не сомневаются, что госкомпания сделает то, что от неё ждут, хотя всё останется как прежде.
Фото: globallookpress.com/ Zamir Usmanov

Авиакомпания «Аэрофлот» создаст в России сеть региональных аэропортов-хабов. Один из них разместится в Пулково, пишут «Ведомости». Оперативно ответить на запрос 78.ru в «Аэрофлоте» не смогли. Впрочем, руководство авиакомпании ранее уже делало похожие заявления публично.

Хабами в авиации принято называть узловые аэропорты, которые используются авиакомпаниями для пересадок пассажиров и имеют высокий процент стыковочных рейсов. Превратить Пулково в региональный хаб было лозунгом концессионного конкурса, который власти Петербурга провели в 2009 году. По его итогам управляющей компанией Пулково (концессионером) стали «Воздушные ворота Северной столицы».

Пассажиропоток Пулково с тех пор ежегодно растёт. Вот только полноценным хабом специалисты называть его не берутся. До недавнего времени в аэропорту были две базовых авиакомпании: «Россия» и «Трансаэро». Но вторая обанкротилась, а первую купил «Аэрофлот», после чего большая часть стыковок стала осуществляться в Москве.

— «Аэрофлоту» не выгодно, чтобы пулковский хаб конкурировал с шереметьевским, — комментирует научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Андрей Крамаренко.
— С точки зрения экономики авиакомпании, создание хаба в 800 км от основного хаба никакого смысла не имеет, — подтверждает генеральный директор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак.
Фото: globallookpress.com/ Boris Babanov
Фото: globallookpress.com/ Boris Babanov

Такая ситуация не может не раздражать Смольный, который получает 11,5% доходов Пулково и стремится всячески развивать петербургский аэропорт.

— Прогноз пассажиропотока был более оптимистичным. Был расчёт на быстрое развитие базовой авиакомпании, — вспоминает Андрей Крамаренко ситуацию 2009 года.

В то же время, контрольный пакет акций «Аэрофлота» принадлежит государству, которое использует авиакомпанию, в том числе, для решения социальных задач.

— Создание этих хабов (крайне дорогостоящее занятие), мне кажется, надо рассматривать как некий социальный проект, который правительство «Аэрофлоту» поручило… Если сказано, что в Питере надо иметь хаб — ну будут иметь хаб, — говорит Борис Рыбак.

В реальности ничего не изменится, уверены эксперты.

— Этот разговор рассчитан на руководство страны, а не на простых налогоплательщиков. «Аэрофлоту» была поставлена задача развивать региональные перевозки, «Аэрофлот» их и развивает. А был ли у «Аэрофлота» хаб в Петербурге, не было его — я думаю, на этом уровне никто не в курсе, — считает Андрей Крамаренко.
Фото: globallookpress.com/ Zamir Usmanov
Фото: globallookpress.com/ Zamir Usmanov

Из Пулково и так можно улететь практически в любой аэропорт страны и по большинству зарубежных направлений, отмечает Борис Рыбак. Правда, рейсы из Москвы, как правило, дешевле, но это уже вопрос не к авиакомпаниям, считает он.

— Вы сделайте, чтобы 100 млн пассажиров летали через Пулково, тогда и там дешевле будет, — объясняет эксперт. — Это вопрос не к воздушному транспорту, это вопрос к общей централизации экономики. 75% воздушного транспорта идёт через Москву, потому что 90% всей экономики сосредоточено в Москве.