Культура
11:1611 сентября 2018

Нина Усатова — о премьере пьесы «Слава», партнёрах по сцене и неожиданностях в театре

Знаменитая актриса также поделилась с 78.ru воспоминаниями о Молодёжном театре, самых необычных моментах, пережитых во время игры, и впечатлениями о коллегах по сцене.
Нина Усатова в спектакле "Эрендира"/ Фото: vk.com/bdtspb

«Пьеса о хороших людях», как её именуют в БДТ, открыла «второй век» сезонов театра 8 и 9 сентября. Несмотря на то, что постановка на произведение поэта Виктора Гусева уже шла в БДТ в 1936-м году, режиссёр Константин Богомолов решил оживить некогда самый популярный спектакль Большого драматического.

E

О премьере новой «Славы»

Народная артистка России, лауреат многих отечественных кинопремий, артистка Большого драматического театра им. Товстоногова Нина Усатова, которая в «Славе» исполняет роль Марьи Петровны Мотыльковой, призналась в интервью 78.ru, что удивилась, когда узнала о планах Богомолова, и ожидала «каверзного» сюжетного поворота в пьесе, где уже всё, казалось бы, «старо и наивно». Однако потом Усатова была поражена, как режиссёр распределил все роли между актёрами, настолько точно, что каждый из артистов «с любовью отнёсся к своему персонажу».

— Это удивительно, что он взял эту пьесу и сказал, что он мечтал её поставить, ещё учась в ГИТИСе. И меня удивило. Когда я прочитала, не то, чтобы не понравилось, я думала — зачем? Это так старо, и в стихах, и наивно, невозможно просто сейчас поставить. Ну, наверно, у него будет каверзный такой, спустя столько лет уже, поворот совсем другой по отношению к вождям и к народу, — рассказывает Нина Усатова. — Андрей Анатольевич Могучий, художественный руководитель БДТ, дал ему актёров. Я посмотрела и подумала, как же он точно распределил всех на роли, каждый актёр с любовью отнёсся к своему персонажу, в десятку всё.

Очаровательный Богомолов

Константин Богомолов буквально очаровал актрису и всю творческую группу, задействованную в спектакле. Нину Усатову поразила его способность работать и понимать актёров с полуслова.

— Всё, что он делал, он пошагово знал, по стишку каждую роль, соединяя с каждым кусочком. Потому что только хочу спросить, а он уже отвечает на этот вопрос. Я думаю — странно. Потом что-то опять, он: «Сейчас, одну минуточку», и отвечает. Можете представить? — удивляется Нина Усатова. — У меня первый раз такое было удивительное. У него совершенно новый какой-то подход к постановке. У него всё собрано в голове, и он, когда говорит кому-то, нужно прислушаться, чтобы потом не было повторов у тебя, не было ошибок.

Пьеса о людях, которые хотят совершить подвиг совести

Раскрывать полностью сюжет «Славы» Нина Усатова не стала — любопытный зритель сам всё увидит, придя в театр. Но артистка намекнула, что пьеса «о людях, которые хотят совершить подвиг совести», более искренних, чем сейчас.

— Это написано в 1935-м году, я — человек того времени, когда у нас, будущих пионеров, комсомольцев, было желание совершить подвиг. Нам хотелось помочь, нам хотелось сделать что-то для страны, и это было такое искреннее в каждом из нас. Если идём в поход, то идём в поход по всем этим правилам походной жизни, или собираем металлолом для школы. Работали на огородах, работали в колхозе, — вспоминает Усатова.

Сейчас, по мнению актрисы, понятия чести, долга и совести немного позабылись. Виной тому — современные технологии, против них Усатова ничего против, кстати, не имеет, но они, уверена актриса, вселяют чувство безнаказанности — ведь за ширмой последнего слова техники так удобно писать всё, что угодно, вплоть до оскорблений.

— Это замечательно — все эти айпады, гаджеты, но как-то люди, общаясь там, такую смелость имеют — оскорбить или написать, что хочу. Безнаказанность, совесть немножко утеряна, а там (в пьесе — Прим. ред.) такой наивный, и чуть-чуть страшно становится, — рассуждает Нина Усатова.

Непредсказуемые зрители

Именно эта наивность, которой сейчас не хватает, так и подкупает зрителей в зале. Ведь за сценическими образами неожиданно многие узнают себя.

— И реакция зала где-то непредсказуемая. Думаешь — ой, какой юмор, и зритель воспринимает это, где-то мы настолько наивные, что себя узнаём. Как будто всё то, что пишет Богомолов, и что мы показываем зрителю, как будто всё в нашем русле и воспринимается, это самое дорогое, — говорит Усатова в надежде, что после отъезда режиссёра, актёры сохранят эту тонкую грань. — Только вот не дай Бог режиссёр уедет, чтоб нам не расплескать и не добавить чего-нибудь того, что не должно быть. Стих держит.

Любимая Молодёжка

До работы в Большом драматическом Нину Усатову тоже держал, но не стих, а другой театр. О Молодёжном актриса всегда отзывается с теплотой. Признаётся, что и не ушла бы, но директор Николай Костейников сам подтолкнул Усатову — «Нина, иди, ты уже выросла в Молодёжном». Провожали актрису всем театром, даже организовали банкет, не обошлось и без слёзного прощания.

— В Молодёжном было так здорово, что когда я уходила, банкет сделали, весь театр пришёл, сказали: «Нинка, если оттуда турнут, то мы тебя обратно возьмём». А я рыдаю сижу, и говорю: «Мне стыдно, мне очень стыдно, что я ухожу. Но второй раз в БДТ не пригласят», — вспоминает Усатова.

Второй раз звать и не пришлось — присоединившись к Большому драматическому по приглашению Кирилла Лаврова, Усатову сразу утвердили на роль Домны Белотеловой в спектакле «Женитьба Бальзаминова». И всё сложилось для актрисы настолько гладко, что перехода она практически и не заметила. Но про Молодёжный театр Нина Усатова не забывает и сейчас — часто записывает там интервью, да и вовсе приходит, «как домой, по наглости».

— Не было у меня никакого стресса, никаких событий, чтобы можно было о чём-то жалеть. Просто как будто перетекло одно из другого — ручеёк в речку, и всё. Сейчас это (Молодёжный театр — Прим. ред.) моё любимое место, я прихожу туда, как домой, по наглости прихожу, и не выгоняют, и гуляю по саду. И интервью какие-то бывают, говорю — давайте в Молодёжке. Всё-таки там моё начинание, моя молодость, моя радость, и всё там было, — рассказывает Нина Усатова.
Нина Усатова и Елена Соловьева в спектакле «Там, где шиповник», 1985 год/ Фото: vk.com/mtfontanka
Нина Усатова и Елена Соловьева в спектакле «Там, где шиповник», 1985 год/ Фото: vk.com/mtfontanka

«Если начнёшь сваливать на партнёра, ты как артист закончился»

Хорошие воспоминания у актрисы не только о Молодёжном, ко всем артистам антрепризы Усатова относится с теплом и любовью, но считает себя прямым человеком, который говорит коллегам о промахах прямо и руководствуется в этом словами преподавательницы из Щукинского училища.

— Что касается коллег и партнёров, так вся жизнь в них, как говорила Марьяна Рубеновна, наша учительница в Щукинском училище. Она говорила: «Если ты когда-нибудь начнёшь сваливать на партнёра, ты как артист закончился». То есть — это он виноват, или — это ты не дал или не сказал, это всегда виноват только ты — разберись, почему так, — рассуждает Усатова. — Если есть какие-то повороты неправильные, то я честно выступаю, громко об этом говорю, и всегда говорю, чтоб всё было прозрачно. Не надо за кулисами говорить, не надо кого-то поправлять, а говорить так, как есть, и выяснять, и сразу говорить, тогда не будет никому обидно.

Эвакуация в антракте и «счастливая» кошка

Как оказалось, улыбку на лице актрисы вызывают не только «традиционные» коллеги по сцене, но и братья наши меньшие, которым удалось случайно стать напарником актрисы и даже внести коррективы в постановку. Один из таких курьёзных случаев произошёл в театре Богдана Ступки в Киеве во время спектакля «Любовь — не картошка, не выбросишь в окошко».

— Там про котят спектакль, про кошек. Вы же знаете, в деревне, чтобы не разводить кошатник, гуманнее — деревенские люди топили. Одного котёночка оставят ребятёнку, остальных — в воду. Такая была традиция. Не хорошо об этом говорить, но в деревне так делают, чтоб не бегали голодные коты по всем помойкам. И здесь, в пьесе Лобозёрова всё время говорю: «Вы слазьте на крышу. Да что ж такое! Я сама их утоплю, достаньте мне только их!», — вспоминает Усатова.

И как раз перед выходом на сцену Нина Усатова услышала душераздирающие вопли кошки, которая мяукала на весь театр. На поиски истошно мяукающего кота бросилась чуть ли не вся администрация театра, но тщетно. В итоге родился новый текст знаменитого спектакля.

— Я выхожу и вместо текста своей героини говорю: «Кто-нибудь, слазьте вы за ней! Долго она будет орать? У меня уже перепонки лопнули». И слышу — мяу-мяу. Я слово скажу — она 10. Я думаю, как бы нам доиграть первый акт, уже у всех голова разрывается. А зритель сидит, думает, ну переборщили маленько, сидит, слушает — так и надо, — поделилась Нина Усатова.

В итоге страдающую труппу вызволять приехало МЧС, ради этого в театре даже устроили большой антракт и эвакуировали из зала зрителей. Но кошку заметила сама Нина Усатова — несчастное животное бродило кругами по плафону под самым потолком. Тогда это событие расценили, как знак, и оказались правы.

— Она в плафоне ходит и мяукает. Оказывается, она родила двух котят. И мы думаем: «Боже, это знак!». У нас про кошку пьеса, и тут такое событие случилось. И Наташа, директор, говорит: «Давайте я возьму, это знак, тогда спектакль будет жить долго, давайте заберу домой».

И правда, как рассказала Нина Усатова, спектакль гастролирует по всей России и за рубеж и по сей день, собирая полные залы зрителей.

КиноТеатры
Новости партнеров