Центр документального кино выпустил в прокат «После лета» — фильм-послесловие к нашумевшей картине опального Кирилла Серебренникова «Лето» о Викторе Цое и его знакомстве с Майком Науменко и будущей женой основателя «Зоопарка» — Натальей.
Главными героями нового фильма Серебренникова стали прототипы персонажей «Лета» — Наталья Науменко, Артемий Троицкий, Игорь Петровский, Сева Новгородцев и Андрей Тропилло. С ними провели ряд интервью, в которых они рассказывают о становлении русского рока, проблемах и особенностях музыкальной культуры в СССР. Связующим персонажем обеих картин стал Александр Кузнецов, в фильме Серебренникова сыгравший Скептика, добавлявшего авторской иронии к происходящему на экране.
В первую очередь картина сосредоточена на людях, давших жизнь року в Советском Союзе. Зритель сможет узнать, как правильно подкуривать папиросы и готовить «ливерпульский» плов с корюшкой в томате, познакомиться с забавными для современного зрителя подробностями об организации полузапрещённых «квартирников». «После лета» заполняет тот зазор, что образовался между художественным вымыслом в «Лете» и правдой жизни, позволяет узнать, как же на самом деле жилось Цою и его соратникам в начале своей карьеры.
Примечательно и то, что работу над обоими фильмами Серебренникову пришлось проделать, сидя под домашним арестом по обвинению в хищении госсубсидии в размере 68 млн рублей, выделенной его театральной группе «Седьмая студия». «Лето» режиссёр успел отснять почти полностью ещё на свободе, взаперти занимался уже только монтажом, а вот «После лета» «от и до» был сделан им под арестом.
Шум вокруг фильма поднялся задолго до его выхода в прокат и даже съёмок: «Лето» многие критиковали за чрезмерный отрыв от реальности, Борис Гребенщиков и вовсе разгромил его сценарий, назвав его «ложью от начала и до конца». При этом известный блогер Юрий Дудь, напротив, отметил киноленту как «стильное, тёплое и актуальное кино про свободу». Скандальности добавило и попадание «Лета» в программу Каннского кинофестиваля. Актёры фотографировались на красной ковровой дорожке с большой табличкой «Кирилл Серебренников», подчеркивая тем, что создатель фильма должен быть с ними рядом, а не под арестом. Музыку к фильму написала группа «Звери», за что даже получила приз за лучший саундтрек от журналистов.
Возвращаясь к самому фильму «После лета», стоит отметить, что ностальгия, неизбежно сопровождающая фильмы о прошедших культовых временах, в новой киноленте крайне дозирована: герои, ударяясь в воспоминания о «славных днях», действуют на фоне обычных коммуналок. Серебренников идет на рискованный, по сравнению с «Летом» шаг, которого избегают многие режиссёры: он допускает к съёмкам людей, бывших непосредственными участниками тех событий. Скептик, выступающий в роли интервьюера, то и дело интересуется — получилось ли передать дух времени? — и, получив ответ, смотрит на зрителя с немым риторическим вопросом во взгляде.
Журналист Сева Новгородцев, сыгравший в «Лете» антиквара, в свою очередь, подчёркивает, что русский рок был столь же уникальным явлением, сколь и локальным — его поэтическая направленность слишком отличает его от западных образцов, чтобы стать общемировым феноменом.
Также и «После лета» — вышедший аккурат в начале осени, он решительно отличается от своего нашумевшего собрата, однако со всей теплотой передаёт квинтэссенцию того времени — эпохи надежд, становления новых звёзд и русского рока, который как и Цой — всегда жив.