Накануне, 27 августа на «Ленфильме» глава кинокомпании презентовал сразу несколько новых проектов, некоторые из которых он назвал сенсационными, а другие — «просто» звёздными. Так, в ближайшее время в Петербурге начнутся съёмки комедии о «квартирном вопросе» «Этаж». В этой картине мы, вероятно, увидим Сергея Шнурова, Михаила Боярского, Алису Фрейндлих и других российских звёзд кинематографа.
Кроме того, по инициативе президента Монголии и при поддержке Владимира Путина «Ленфильм» приступает к созданию кинокартины «Халхин-гол», которая расскажет о сражении, случившемся в 1939 году. А среди совместных проектов киностудии — фильм с участием Сергея Безрукова о музее Александра Пушкина, пережившем войну.
Помимо этого, в интервью «78» сам Эдуард Пичугин рассказал, что совсем недавно на студии завершились крупномасштабные съёмки нового клипа, который, по мнению продюсера, обязательно станет хитом.
— Нас ожидают новые шедевры, — поделился Эдуард Пичугин. — Скоро будет хит, какой — оставляю пока интригу, чтобы зритель ждал. В съёмках принимало участие огромное количество массовки, сотни девчонок и мальчишек. Работа велась в двух больших павильонах. Я в перерывах своих спускался на площадки, смотрел на этот процесс, самому было интересно. Только в эти выходные закончили съёмки.
Не секрет, что именно в одном из павильонов «Ленфильма» снимались клипы на такие хиты, как «Экспонат» группировки «Ленинград». Помимо собственных проектов, на площадке киностудии снимается в год несколько сотен сторонних. Как рассказал Эдуард Пичугин, в 2017 году было отснято около 200 проектов, в 2016 — 155.
— В этом году я хочу, чтобы мы остались на этой же планке, — поделился глава «Ленфильма». — Хоть и был Чемпионат мира, а на его время были запрещены съёмки. Поэтому, может быть, будет чуть меньше проектов по количеству, в итоге.
Среди самых крупных и интересных сторонних проектов, которые снимаются на базе «Ленфильма», есть и проект Первого канала. Как рассказал генеральный директор кинокомпании, с 6 октября в Петербурге стартуют съёмки новогодней сказки-мюзикла с участием самых ярких звёзд отечественной эстрады.
— Фильм покажут прямо перед выступлением президента 31 декабря, — рассказал Эдуард Пичугин. — На два месяца Петербург превратится в площадку для звёзд. С 6 октября они начинают приезжать к нам. Эта новогодняя сказка будет делаться по мотивам нашей легендарной «Золушки» 1947 года.
На базе «Ленфильма» давно существует учебный центр, в котором можно пройти курсы по желанной профессии, связанной с киноиндустрией. Эдуард Пичугин отметил, что в учебном центре представители всех цехов «Ленфильма» делятся с молодыми талантами своими знаниями. В конце концов, чтобы стать успешным режиссёром, совершенно не обязательно оканчивать ВГИК.
— Мы постарались превратить «Ленфильм» в площадку для творческих экспериментов, — подчеркнул Эдуард Пичугин, — для молодёжи в поисках новых талантов, гениев. Потому что не всегда, например, режиссёры-постановщики учились на режиссёров. У меня есть хорошие примеры перед глазами, тот же Андрей Кравчук — мой друг режиссёр-постановщик. Он снял картины «Викинг», «Адмирал», его самая первая, дебютная картина «Итальянец» получила в 2005 году призы на престижных международных фестивалях. Я горжусь сегодня нашей дружбой, это прекрасный мастер. Но вообще-то изначально он учился прикладной математике, то есть он не пошёл мальчишкой во ВКИГ, а мечтал стать математиком. Но теперь он хороший мастер, и среди молодёжи таких много.
Петербургская кинокомпания в данный момент активно занимается работой с молодёжью. К примеру, уже ровно год, с 27 августа 2017 года на студии еженедельно проводятся интернет-дискуссии, которые в данный момент собирают уже многотысячные аудитории.
А совсем недавно площадку посетил популярный видеоблогер Эльдар Джарахов вместе с режиссёром и продюсером Алиной Пязок. Эдуард Пичугин отметил, что он всегда готов к сотрудничеству с молодёжью. Тем более, что кино — своеобразный универсальный язык.
— Есть такие ребята, которые проявили себя в написании киберигр. Смогли заработать средства и стали вкладывать их в художественные фильмы. Их интересно поддерживать, мы находимся с ними с диалоге, — рассказал гендиректор «Ленфильма».
Эдуард Пичугин отметил, что хотел бы поучаствовать в создании «кинематографической элиты будущего» из этой молодёжи:
— Мне бы хотелось, чтобы «Ленфильм» был таким космодромом, стартовой площадкой для молодых талантов, чтобы они могли тут оттолкнуться и себя раскрыть. Это всё для нас, кинематографистов, важно.
Самой сложной работой для продюсеров, тем не менее, остаётся работа с молодыми и амбициозными режиссёрами.
— Говорят, есть в кинематографе такое направление, где надо молоко выписывать за вредность. Когда человек ещё только пытается стать мастером, самое важное и сложное для него — это дебют. И у всех известных западных, голливудских мастеров, которые на слуху, и у наших хороших режиссёров — у всех обязательно дебютные работы были шедеврами, — рассказал Эдуард Пичугин. — Вот, например, дебютной работой Андрея Малюкова был фильм «В зоне особого внимания» — никогда не скажешь, что это дебютная работа! Потому что это целая эпоха, после этого фильма целое поколение мальчишек с удовольствием бежали записываться в армию, в десантуру.
По словам главы «Ленфильма», каждый режиссёр-дебютант прекрасно понимает, что его первая работа крайне важна, и пытается сделать её ярким шедевром.
— И, при этом, каждый считает, что скажет миру что-то совсем новое, заявит о себе новым языком. И зачастую ты, продюсер, знаешь, что это не будет работать, ты такое видел, пытаешься наставить — вот лучше таким путём пойти, лучше сделать так… Он соглашается, но пытается сделать по-своему. И ты понимаешь, что потом так не смонтировать, так не сделать, но он, дебютант, гордый, он сможет… Продюсерам надо выписывать молоко за вредность за работу с дебютантами, — пожаловался гендиректор киностудии. — Но мы всё равно будем это делать, и, я думаю, многие смогут гордиться, что свой старт получили на «Ленфильме».
Эдуард Пичугин отметил, что дебюты молодых режиссёров на киностудии — это прекрасная традиция, от которой он не планирует отказываться. Напротив, каждый год компания собирается открывать несколько новых имён.
— Мне очень нравится работать с теми режиссёрами, с которыми я работаю сегодня. Мы открываем новые имена, и я хочу, чтобы каждый год у нас был не один дебют. И чтобы он давал не просто какую-то трибуну, а трамплин, зажигал новую звезду-режиссёра, открывал новое имя. И чтобы потом можно было гордиться, что это имя было открыто на «Ленфильме». Здесь так же, как и с актёрами — например, Сергей Снежкин любит вспоминать, как впервые увидел у нас молодого Хабенского.
Помимо молодых режиссёров, блогеров и просто талантливых ребят, киностудия поддерживает и современное искусство — например, фестиваль электронной музыки GAMMA, а также международный фестиваль дебютных и студенческих фильмов «Начало».
— Современное искусство само по себе — очень сложное направление, потому что здесь очень много риска, — отметил Пичугин. — Это сложная работа, она требует очень многих решений: дизайнерских, художественных, самых разных. Мы постоянно находимся в поиске гениальных решений. Поэтому мы поддерживаем фестиваль «Начало» — это фестиваль редких фильмов. Очередной фестиваль будет проходить в ноябре, к этому времени подготовим конкурс сценариев, короткометражек, дебютных работ. Мы всё просматриваем, отсеиваем лишнее. Фестиваль GAMMA не является исключением, мы также пытаемся находить интересные решения.
Глава петербургской кинокомпании отметил, что каждый раз, приступая к съёмкам очередного фильма, команда «Ленфильма» пытается создать шедевр.
— Это очень сложное ремесло. Даже у самого гениального художника редко каждое полотно бывает шедевром, — развёл руками собеседник «78».
Среди последних шедевров студии — прогремевший на всю страну фильм «Довлатов». Кинокартина о знаменитом ленинградском писателе вышла в мировой прокат 17 февраля 2018 года и завоевала приз независимого жюри газеты Berliner Morgenpost на Берлинском кинофестивале. Подробнее о съёмках фильма Эдуард Пичугин рассказал в интервью:
— Фильм «Довлатов» полностью снимался на киностудии «Ленфильм». Прошло всё замечательно. Алексей Герман прекрасно справился с написанием сценария, Елена Окопная подготовила отличные костюмы. Естественно, подключались другие художники-постановщики, в общем, создавалась эпоха. Из ярких событий — на съёмки приехала дочка Довлатова Катя, с ней общение было очень интересное. Маленькой десятилетней девочкой она уехала с родителями из России. Вдова Довлатова тоже приезжала, было очень интересно пообщаться.
Эдуард Пичугин вспомнил, что в день премьеры друг «Ленфильма», директор театра им. В. Ф. Комиссаржевской Виктор Абрамович Новиков, принёс ему необычный подарок для музея — стопку газет, выпущенных под редакцией самого Довлатова в те далёкие времена в Нью-Йорке.
— Очень интересно, конечно, как будто попадаешь в ту эпоху, — признался директор «Ленфильма».
Есть у главы петербургской киностудии и другое тёплое воспоминание о съёмках «Довлатова»:
— Яркого, на самом деле, было много. Мы воссоздавали эпоху 70-х годов, когда я, грубо говоря, уже был на свете. Они остались немного в моей детской памяти. Я помню, когда Алексей смонтировал и отдал мне картину, я пригласил маму посмотреть. Спрашиваю её: «Ну как?» А она отвечает: «Эдик, да так и было, мы так и жили!»
По мнению директора «Ленфильма», мировая реакция на фильм была прекрасной. Она показала, что в мире ещё есть место искусству, не задетому политикой:
— Мировая реакция мне понравилась. Фильм оценили по достоинству в Берлине, несмотря на русофобию, которая особенно сильна в Германии — они этим славятся, часто критикуют. И, несмотря на это, критики всё равно голосуют за картину «Довлатов», нашу, российскую! Это как победа на Олимпиаде. Она настоящая, и никакая политика не могла этому помешать.
Для «Ленфильма», отметил продюсер, это далеко не первая награда — и петербургские кинокартины завоёвывают премии, несмотря на сложную политическую обстановку. Так, всемирная организация кинокритиков ФИПРЕССИ отдала в Каннах приз картине «Теснота» Кантемира Балагова, ученика Александра Сокурова.
— Сейчас мы этим же творческим коллективом, каким снимали «Довлатова», вместе с Алексеем Германом-младшим готовимся к съёмкам фильма «Воздух», — поделился планами Эдуард Пичугин. — Это очень интересная военная драма: 40-е годы, Великая Отечественная война. Главными героями и героинями фильма станут наши «Ночные ведьмы», легендарные лётчицы. Будет интересная картина, как и многие шедевры отечественного кинематографа, построенная на классике жанра.
Кинокартину «Воздух», как рассказал гендиректор «Ленфильма», планируется выпустить в мировой прокат.