Представить Северную столицу без величественных соборов невозможно – Исаакий, Казанский Собор и Спас на Крови так же узнаваемы во всём мире, как Колизей или Эйфелева башня. Но сколько на самом деле в Санкт-Петербурге церквей? И сможете ли вы без помощи интернета вспомнить хотя бы два десятка из них?
Как рассказала телеканалу «78» Наталья Родоманова, руководитель сектора коммуникаций санкт-петербургской митрополии, всего в нашем городе около трёх сотен храмов. Конечно, не все они так величественны, как соборы в центре. Тем не менее, часто даже очень маленькие и незаметные церкви могут иметь огромное значение для горожан.
С конца августа по 10 октября петербуржцы и жители других городов, влюблённые в Северную столицу, смогут поделиться своими историями о храмах Петербурга. Проект «Храм78. Православный символ Санкт-Петербурга» даст такую возможность всем желающим.
Некоммерческий и внебюджетный конкурс-голосование стартует 20 августа. Проект организует петербургская митрополия при поддержке компании-оператора наружной рекламы «Постер», коммуникационного агентства «Generation Brand & Communications» и телеканала «78». Цель конкурса – выбрать один, истинно народный петербургский храм, который станет православным символом города.
Впрочем, у конкурса есть и другие цели. Важнейшая из них – просветительская. Благодаря проекту каждый сможет поделиться своим взглядом на любимые храмы и рассказать истории своей семьи, связанные с церквями Петербурга. Кроме того, конкурс даст возможность любому жителю города выразить себя творчески, вне зависимости от профессии и образования.
В рамках проекта из трёхсот петербургских храмов было отобрано 78, являющихся архитектурными и историческими доминантами города. Сам конкурс будет проводиться в два этапа. С 20 августа по 10 октября пройдёт первый этап, творческий: выбрав храм, который кажется особенно дорогим и важным, любой петербуржец сможет прислать посвящённую ему творческую работу в одной из четырёх номинаций:
Творческие работы будут размещены на сайте, специально созданном для конкурса – храм78.рф, чтобы с ними могли ознакомиться все желающие. За произведение, которое пришлось по душе, можно будет проголосовать в каждой из номинаций.
С 10 по 18 октября компетентное жюри подведёт итоги. Из всех присланных работ будет выбрано четыре – по одной в каждой номинации. Победители получат призы, какие именно – пока держится в тайне. Кроме того, после подсчёта голосов будет выбрано двенадцать «народных» храмов-финалистов среди тех, которым участники посвятят наибольшее количество стихов, фотокартин, видеороликов и рисунков.
Целый месяц после этого, с 18 октября по 18 ноября, храмы-победители будут красоваться на рекламных стендах, чтобы горожане смогли поближе познакомиться с ними. В последний день конкурса, 18 ноября, с 12 часов дня до полуночи на сайте конкурса состоится народное голосование. Оно и определит храм-победителя – главный православный символ Санкт-Петербурга, который выберут сами горожане.
– Мне кажется, нас тут могут ждать удивление и сюрпризы, – поделилась своими ожиданиями Наталья Родоманова. – Для многих совершенно очевидно, что главной доминантой города среди храмов является Казанский собор – он стоит на Невском проспекте, в центре города, он огромный, и так далее. А мне кажется, что это совсем не очевидно, потому что народную любовь и народное внимание совершенно невозможно спрогнозировать. Сегодня в спальных районах у нас живёт гораздо больше людей, чем в центре. И, возможно, какой-то совсем маленький храм – Серафима Саровского на Серафимовском кладбище или храм Димитрия Солунского в Коломягах – и станет победителем.
Наталья Родоманова рассказала, что занимается подготовкой этого конкурса уже несколько месяцев, и за это время сама успела узнать много новых, удивительных деталей о петербургских храмах:
– Вот, например, вы знаете, что иконостасы в храмах могут быть не только из дерева или мрамора, а также ещё и из фарфора? И у нас есть церкви с такими иконостасами! Разве не интересно узнать, какие храмы имеют такое убранство?
Представитель санкт-петербургской митрополии подчеркнула, что для участия в конкурсе не обязательно быть воцерковленным человеком. Главное – любить город, его историю и архитектуру:
– Это могут быть люди, для которых важен, значим сам город, его история, его облик. Люди, которые любят Петербург.
Собеседница «78» отметила, что в Северной столице очень много талантливых и творческих людей, которые могли бы выразить себя и рассказать интересную историю в рамках проекта «Храм78».
– Наш город очень творческий, в нём живут удивительные люди, которые могут заниматься физикой, математикой, мести полы… Но внезапно обнаруживается, что у них есть какая-то другая, творческая ипостась. Возможность выразить себя в этом творческом проекте мне кажется замечательной. Люди смогут поделиться своими знаниями, взглядами, и, в то же время, рассказать о том, почему именно эти храмы оказались им близки. А мы, я отмечу, выбрали самые разные храмы и по расположению на карте, и по архитектуре.
Участие в конкурсе – это возможность рассказать свою сокровенную историю, связанную с одним из петербургских храмов, отметила Наталья Родоманова:
– Может быть, с каким-то храмом у человека связана личная, семейная история. Может, его там крестили, или его приводила туда в детстве бабушка. Возможно, там венчались родители или люди сами там венчались.
Храмы Петербурга – это не только архитектурные шедевры и важные детали городского ансамбля.
– Это ещё и рассказ об удивительном умении нашего народа восстановить то, что было утрачено в советские годы или годы войны, – отметила официальный представитель городской митрополии. – Наш конкурс – это большая история не просто храмов, это история людей, их способностей, история возрождения, в том числе и всей нашей страны. Это выражение собственной любви.
О деталях конкурса рассказал «78» и один из членов оргкомитета, директор коммуникационного агентства «Generation Brand & Communications» Борис Григорьев.
– Конкурс не финансируется из бюджета и создается на силы и средства организаторов и участников, а также всех тех, кто хочет помочь, – отметил Григорьев.
В течение месяца после того, как горожане выберут двенадцать храмов-финалистов, фото этих храмов будут размещены по всему городу на стендах наружной рекламы – чтобы люди «могли внимательнее ознакомиться с ними, посмотреть, оценить и выбрать».
По словам Бориса Григорьева, на просьбу о помощи очень живо и благосклонно откликнулось петербургское рекламное сообщество:
– Многие операторы наружной рекламы пообещали предоставить свободные поверхности, которые у них сейчас есть. Да и вообще, рекламный рынок по-доброму отнёсся к конкурсу – кто-то даёт бумагу для печати, кто-то помогает в интернете.
Член оргкомитета конкурса подчеркнул, что Петербург изначально строился как «столица православной империи». Поэтому соборы и церкви вписывались в архитектурный ансамбль сразу. Кроме того, свои церкви в городе имела в царские времена каждая организация.
– У храмов по-разному складывалась судьба: какие-то разрушены, некоторые перестали быть храмами. Я в первый раз пришёл в храм с коньками – там был каток. У каждого есть своя история, и наша задача – попросить людей поделиться этими историями. Благодаря этому мы сможем посмотреть на петербургские храмы свежим взглядом.