Петербургская «Балтика» отчиталась на днях о результатах первого полугодия 2018 года. Продажи компании выросли на 1%, при этом во втором квартале, когда в России проходил Чемпионат мира по футболу, рост составил 10%. Одной из причин успеха «Балтика» называет общий рост рынка.
В России пивной рынок фактически контролируют три транснациональные корпорации: Carlsberg (владелец «Балтики»), Heineken и InBev Efes. Последняя своих результатов в России не раскрывает. Компания Heineken ранее сообщила, что ее продажи выросли в России в первом полугодии более чем на 10%.
Общий рост пивного рынка «Балтика» оценивает в 1 — 2%. Однако оценка исследовательской компании Nielsen выше — 8%. И это при том, что в первом полугодии 2017 года рынок упал на 6%.
Особенно высокий рост потребления пива аналитики зафиксировали в городах, которые принимали ЧМ-2018. Так, в Петербурге, по данным Nielsen, рост составил 11%.
Интересная тенденция, которую отмечают эксперты, — это рост продаж безалкогольного пива. В Nielsen подсчитали, что его продажи во время ЧМ выросли на 65%.
Напомним, что на время ЧМ в России разрешили продажу пива на стадионах. Кроме того, петербургские кафе и рестораны отметили небывалый приток клиентов.
— Благодаря проведению в России ЧМ-2018, росту реальных доходов в первом полугодии, низким ценам в каналах современной торговли, куда перетекает потребительский спрос, и эффекту низкой базы из-за холодного лета 2017 года рынок пива в России по итогам 2018 года, по прогнозам Nielsen, может вырасти на 3,2% по сравнению с -4,2% по итогам 2017-го (сравнение год к году), — говорится в материалах Nielsen.
Таким образом, в годовом исчислении российский рынок пива может перейти в рост впервые за 10 лет. Он стремительно рос начиная с середины 90-х, однако, с 2008 года все время снижается.
— Сейчас очень важно поддержать наметившийся рост российского рынка пива. Как никогда важны разумный подход и предсказуемость законодательного регулирования отрасли, а также продолжение диалога пивоваров и регулятора, — говорит президент «Балтики» Яцек Пастушка.
Эти слова не случайны. Пивовары ждут очередного «закручивания гаек» со стороны государства в России. Им обещают введение лицензирования и маркировки акцизными марками. Продажу пиво хотят запретить в жилых домах и магазинах индивидуальных предпринимателей. Постоянно обсуждается возможный запрет продажи пива в пластиковой таре.
Все это может вернуть пивной рынок к падению. Впрочем, некоторые эксперты отмечают еще один фактор. Пиво — преимущественно молодежный напиток. И пока демографическая ситуация не изменится, его потребление будет сокращаться.