Общество
07:0217 августа 2018

Роботы, туалеты, таксофоны: 10 способов преобразить петербургский метрополитен

Можно ли сделать родную подземку комфортнее для горожан и туристов? Многие уверены, что да. В последнее время все чаще обсуждаются различные варианты модернизации. Чаще всего новшества подсматривают за границей.
Фото: flickr.com/ Tim Adams

Присвоить станциям номера

Туристы путаются в русских названиях, даже когда их произносят на английском языке. Особенно туристы из Азии, которые зачастую не знакомы ни с русским, ни с английским. Глава МО «Купчино» Михаил Черепанов предложил вице-губернатору Игорю Албину пронумеровать станции петербургского метро, ведь арабские цифры универсальны и поликультурны. По его словам, так уже сделали в метрополитенах Варшавы и Дубая. Если поток туристов из Китая продолжит расти нынешними темпами, то когда-нибудь можно задуматься и об указателях собственно на китайском.

Сделать метро круглосуточным

«И рад бы домой, да мосты развели», - говорится в песне петербургской группы «Кафе», которая неслучайно стала культовой. Слишком уж знакомая ситуация. В Нью-Йорке метро работает круглосуточно, и у нас многие мечтают о чем-то подобном. Но пока работу на ночь продлевают лишь по большим праздникам. Даже запускать автобусы, дублирующие линии в метро, на постоянной основе власти города не хотят. Говорят, что нерентабельно, так как в обычные дни ночных пассажиров слишком мало.

Фото: flickr.com/ anroir
Фото: flickr.com/ anroir

Открыть туалеты для пассажиров

В московском метро недавно случилось чудо: там на станциях начали устанавливать модульные туалеты для пассажиров. Так что больше не верьте чиновникам, которые десятилетиями утверждали, будто это невозможно в принципе толи по соображениям безопасности, толи из-за каких-то конструктивных особенностей российской подземки. Если бы туалеты были так опасны, их убрали бы и в торговых центрах. В Петербурге же и на поверхности уборные порой не найдешь днем с огнем, а те что есть, закрываются еще раньше метрополитена.

Электрички без машинистов

Мы живем в эпоху роботизации, и мировым трендом является автоматизация управления поездами метро. Считается, что так будет намного безопаснее, так как именно человеческий фактор становится причиной большинства ЧП. Где-то, как в Копенгагене, роль человека пытаются свести к минимуму, а где-то, как в Барселоне и Пекине, машинист из кабины контролирует работу автоматики и следит за безопасностью. В Петербурге автоматизированные поезда протестировали еще несколько лет назад, но пока продолжают набирать на учебу новых машинистов.

Фото: globallookpress.com/ Maksim Konstantinov
Фото: globallookpress.com/ Maksim Konstantinov

Модернизация систему оплаты

В Петербурге появилась возможность оплачивать проезд в метро с помощью банковских карт и мобильных телефонов, а карты «Подорожник» можно пополнять, не выходя из дома. Только знают об этом пока не все. Недавно на нескольких станциях отрубились терминалы, и в вестибюлях из-за очередей в кассы моментально возникла давка. Выходов отсюда два. Первый: лучше распространять полезную информацию, ведь смартфон есть у большинства горожан. Второй предложил депутат Алексей Цивилев: в случае ЧП пускать всех бесплатно.

Вернуть таксофоны

Тема установки таксофонов на всех станциях метрополитена также иной раз поднимается на форумах и в соцсетях при обсуждении работы подземки. Подобную инициативу даже регистрировали на сайте РОИ. Дело в том, что в Петербурге иной раз случаются блэкауты и прочие ЧП. И в такие моменты на фоне транспортного коллапса у людей возникают проблемы со спутниковой связью, а родные волнуются.

Фото: globallookpress.com/ Aleksandr Schemlyaev
Фото: globallookpress.com/ Aleksandr Schemlyaev

Сделать метро доступным для инвалидов

Путешествовать по петербургской подземке на коляске – то еще удовольствие. К чемпионату мира на всех станциях появились специально обученные люди, которые помогают маломобильным пассажирам. Но полноценное решение проблемы состоит в оборудовании станций удобными пандусами и лифтами. Проще всего реализовать подобное новшество при строительстве новых вестибюлей, но если поставить всерьез такую задачу, то можно облегчить жизнь инвалидам и при реконструкции уже имеющихся станций.

Завести «упаковщиков» вагонов

В метро Токио есть специальная должность – осия. В часы пик они вручную заталкивают пассажиров в переполненные вагоны и следят за тем, чтобы все двери закрылись. Несколько лет назад делегация московского метрополитена ездила в Японию изучать опыт коллег. После возвращения в Москве заявили, что заводить своих осий не планируют, а сделают ставку на повышение комфорта. Иной раз, когда едешь в питерской подземке в самые напряженные часы, кажется, что осия бы не помешал.

Фото: flickr.com/ Wayne Hsieh
Фото: flickr.com/ Wayne Hsieh

Дифференцировать тарифы

Тема дифференциации оплаты проезда также неоднократно поднималась в Петербурге. В частности, еще в 2010 году стоимость хотели сделать зависящей от количества зон, которые проехал пассажир. К примеру, в Лондоне проезд может стоит от 1 до 20 долларов. Вполне вероятно, что в будущем к этой теме еще вернутся. Дело в том, что она очень удобна для резкого повышения тарифов. Поездки на короткие дистанции можно сделать даже чуть дешевле, чем сейчас, тогда это вроде не повышение и было. Кажется, останавливает руководство города только масштаб вложений в инфраструктуру.

Ускорить строительство станций

В Петербурге крайне непредсказуемая погода, но есть и некоторые вещи, которые укрепляют нашу неистощимую веру в стабильность. Например, график развития метрополитена со временем стабильно сдвигается. Для многих петербуржцев метро – это самый удобный транспорт, который обладает одним весомым недостатком. До него еще нужно добраться. Так что ускорение строительства станций – это, пожалуй, наиболее верный способ разом сделать метро комфортнее для максимально возможного числа пассажиров.

Недавно Игорь Албин пообещал в скором времени увеличить ежегодные расходы на развитие метрополитена с 30 до 50 млрд рублей. Но пока неясно, за счет каких ресурсов это планируется сделать. Ведь если в бюджете к какой-то строчке приписываешь 20 млрд, то с каких-то других столько же приходится списать.

Фото: globallookpress.com/ Maksim Konstantinov
Фото: globallookpress.com/ Maksim Konstantinov
МетроТранспорт
Новости партнеров