Известный во всём мире художник Никас Сафронов приехал в Петербург на открытие собственной выставки в Академии художеств. Открытие экспозиции состоялось сегодня, 10 августа. Как рассказал в интервью журналистам сам Сафронов, выставка на 90% состоит из новых работ.
Кроме того, экспозиция уникальна также тем, что представляет собой «выставку в выставке». Помимо общей экспозиции, на территории Академии художеств разместился закрытый зал, в котором Сафронов представил особенные работы. Там можно будет увидеть работы с пометкой «18 +», сама же выставка называется «Эротика».
– Назовём её так – «ню», – уточнил художник в интервью, – Когда-то я участвовал в нескольких подобных выставках: в Японии, в Канаде, во Франции. В 90-х годах, даже в конце 80-х, я это дело прекратил. Но работы остались: всё равно что-то пишется, кто-то что-то заказывает. Бывает, тема такая – можно её объяснить только через обнажённое тело. Эта выставка для людей, которые хотят увидеть больше аспектов моего творчества и посмотреть на тело, увиденное моими глаза в разные периоды моей жизни.
Никас Сафронов отметил, что не все его работы с элементами ню, в итоге, принимают заказчики:
– Я только что написал картину для Бахрейна, там шар, а в шаре обнажённая девушка. Попросили убрать – нельзя.
По словам художника, большая часть его работ в стиле ню состоит из картин, написанных в стиле символизма. При этом, 85% картин на выставке в целом созданы в технике Dream Vision – уникальной технике Сафронова, созданной им самим и перекликающейся с импрессионизмом. В ночь перед размещением картин в Академии художеств Никас закончил, по его признанию, три картины – и они также предстанут взору посетителей.
– Это Москва, русская деревня и баня, откуда выходят красивые женщины. Но я их не отношу к эротике, поскольку это всё-таки небольшие работы, – отметил художник. – И ещё один красивый пейзаж с женщиной, которая прощается с кораблем – он как бы приходит или уходит, а она смотрит в океан.
Сафронов отметил, что, возможно, новые работы могут появиться на выставке и после 10 августа – сейчас он дописывает несколько полотен.
Никас Сафронов отметил, что в Петербурге «избалованная» высоким искусством публика, перед которой нельзя ударить в грязь лицом:
– Выставка проводится как пробная именно в Академии художеств, потому что публика там не то, что циничная, но уже всё видавшая. Тем более, что Академия является классическим учебным заведением. Здесь всё должно быть строго, по канонам, созданным когда-то мастерами прошлого, старинными школами.
Заслуженный художник РФ отметил, что очень любит и ценит академическую школу, да и сам его «фирменный стиль» Dream Vision, по сути, всё равно несёт академический характер.
«Вечной» академической школе, которая широко представлена в Петербурге, Сафронов противопоставил современное искусство, которое он не считает чем-то «настоящим» и вечным.
– Перфомансы, инсталляции, акцеистические процессы – они все пройдут и уйдут, они не останутся, – уверен художник. – Не останутся ни Павленские, ни Хёрсты, которые в формалине держат трупы акул. Это дорого, это ярко, это броско, как бриллианты в черепе. Но всё это не несёт такого вечного характера, как Брейгель, Босх, Микеланджело, Да Винчи, Джотто.
Сафронов отметил, что восхищаться, при желании, можно и консервной банкой – но истинным искусством он это не считает.
– Я не против никаких акций, других проявлений искусства, если люди хотят – это их право, каждый сходит с ума по-своему, – подчеркнул художник. – Но я за совершенство, за знания, которые мы получили от предшественников, таких, как Эль Греко или Дюрер, Мане или Леонардо.
Художник подчеркнул, что его нельзя сравнивать с современными художниками-акционистами или теми, кто специализируется на перфомансе – и, уж тем более, ставить им в противовес. Как минимум потому, что это просто совершенно разные формы искусства.
– Павленский или Ван Вей, китайский художник, который разбил двухтысячелетнюю вазу… Если кто-то это смотрит, кому-то нравится, я не могу их осуждать. Это их право. Есть имена шумные, яркие, но пустые. Я всё-таки подо всё подкладываю какую-то основу, академическую глубину.
Автор выставки отметил, что все свои работы создаёт как одновременно философский и живописный акт. А художников, строящих свои карьеры и имена на громких скандальных акциях, он заподозрил в «искажениях» личности:
– Бывают у людей искажения – им не нравится ничего, они не любят никого и себя в первую очередь. Это ущербные люди, может, их в детстве не любили, или в утробе матери что-то пошло не так… Я, наоборот, миролюбивый. Люблю всех, у меня нет даже одного стиля, я люблю переходить от одного стиля к другому.
Никас Сафронов признался, что у него самого есть друзья среди художников-акционистов и тех, кто специализируется на перфомансах. К примеру, известный российский перформансист Олег Кулик.
– Кулик сказал мне: «Я тебя уважаю как художника-классика, но, извини, это моя жизнь». У них своя форма. Кто-то пашет, работает, не спит ночами, совершенствует мастерство, а кто-то не парится. Как, например, Йоко Оно, жена Леннона – она взяла, вывалила на картон яичницу, размазала рукой и сказала: «Вот моё произведение». И купили, потому что она жена Леннона! Люди делают на этом деньги, но это не является правдой, чем-то вечным. Это поп-корн.
Бывают и менее безобидные формы современного искусства, отметил Сафронов:
– К сожалению, каждый извращается как может. Какой-то художник в Риге отрезал у своих моделей кусочки тела, поджарил и съел. Это искусство.
Подобное искусство Никас сравнил с плохой едой – и отметил, что «злоупотребление поп-корном» ведёт к проблемам пищеварением, онкологии и другим заболеваниям. А в культуре нужно быть столь же разборчивым, как и в еде:
– Ведь есть же культура еды – например, во Франции в хороших семьях садишься, разговариваешь, перед тобой еда и ты осознаешь, что ты ешь. А иначе, если не задумываешься, возникают проблемы с желудком. В культуре то же самое. Если не умеешь созерцать, наслаждаться – то ты живешь зря. Твоя жизнь как сон, безумный, фантастический, негативный, ужасающий, от которого хочется проснуться.
Художник отметил, что мир в последнее время сильно изменился, из-за чего и пропала «культура потребления искусства». Но всё не так безнадёжно, уверен Савронов:
– Мой друг Говорухин говорил: неинтересно сегодня жить. Мне пока интересно жить, но мир совершенно изменился. В 90-х годах было много негатива. Сколько было внедрено в искусство низменного! Но всё равно мир возвращается к чистоте, академизму, ценности брака, человеческих отношений. И в искусстве то же самое происходит.
А формула «возвращения к лучшему», по мнению художника, очень проста:
– Чтобы сохранить мир, нужно двигаться к тем десяти заповедям, соблюдать их. Может, тогда мир будет более украшен, богат, будет более цельный.
В разговоре с журналистами художник посетовал, что сегодня многие звёзды и публичные люди ведут себя крайне неподобающе, «выносят сор из избы», пиарятся и зарабатывают деньги на скандалах, которые стыдно выносить на общее обозрение. Среди прочего он отметил и скандал, случившийся между Евгением Петросяном и Еленой Степаненко.
Юмористов, которые сейчас находятся в процессе развода и громко делят имущество, художник назвал «людьми из старого мира». Благодаря скандалу публика узнала, что всего в денежном эквиваленте имущество Петросяна и Степаненко составляет 1,5 миллиарда рублей.
– Они так вызывают к себе интерес, – развёл руками художник. – Ну, не этим надо вызывать к себе интерес! Кто кого кастрюлей огрел, а кто кого супом отравил. Такого бы себе не позволила даже Раневская. Не позволил бы себе подобного Лихачёв, Солженицын, Говорухин. А эти – пожалуйста! Это их шоу. Они на всём зарабатывают и делают так, чтобы весь мир знал. Я бы застрелился, чтобы вот так не вынести наружу.
Скандалы, конечно, не обходили стороной и самого художника – но он подчеркнул, что всегда старался их не раздувать.
– Это мне чуждо, это противоречит моему внутреннему ощущению, – объяснил Сафронов. – Я понимаю, что подобное выскакивает независимо от меня, и от этого невозможно скрыться. Но я стараюсь от этого избавиться. На весь мир об этом не хочу говорить точно. Меня вот в Турции обманули, где-то украли картину – можно было устроить скандал, но я не стал.
Сафронов вспомнил случай, когда на его картину сделали коллаж-карикатуру – в этой ситуации он хотел было разобраться с обидчиком юридически, но понял, что это «пища для таких людей»:
– Он же будет этим питаться, как акула. Я стараюсь от этого закрываться.
Художник также отметил, что бесконечные публичные скандалы, разводы на публику и прочее – это прерогатива Запада. Вспомнил Сафронов и печально знаменитого Вайнштейна – американского продюсера, обвинённого в сексуальных домогательствах. По мнению Сафронова, он также является жертвой «культуры чёрного пиара»:
– Вот у Вайнштейна такие проблемы. Я видел его как-то в Америке – симпатичный, обаятельный человек. А сейчас его совсем «растворили».
Автор выставки уверен, что в России такой публичности не место, и россияне не должны «копировать Запад»:
– Западу наплевать на нас, он живёт своими вещами. Мы не должны так жить, у нас богатая духовная история, своё мироощущение.
Среди главных «звёзд скандального пиара» художник вспомнил и Ольгу Бузову. По мнению Никаса Сафронова, петербурженка построила карьеру на эпатаже, за которым ничего не стоит. Кроме того, она позволяет себе высказывания, которые характеризуют её как не вполне адекватного человека.
Заявление Бузовой о том, что все сейчас «живут в её эпоху», художник посчитал безумным:
– Я бы ничего о ней не сказал, может, она неплохой человек и это всё эпатаж, но эпатаж эпатажу рознь. Когда человек говорит такое, его сажают в сумасшедший дом. Такое позволительно только гениям – Дали, например. Вот он говорил, что он гений, и это так. Но когда какая-то непонятная девочка говорит: «Вы все живёте в мою эпоху!», – кто она такая?
Подобные высказывания художник, по его признанию, мог бы понять, если бы услышал такое он знаменитого учёного – например, Григория Перельмана, отказавшегося от Нобелевской премии петербуржца. Такие люди, на самом деле, «творят историю».
– А тут человек пришёл из помойки и такое говорит… Кто все? Табаков, Меньшиков, Говорухин, Никита Михалков – мы все живём в её эпоху? Наверное, мы просто живём в такую эпоху – эпоху поп-корна, мусора на пляже, но это не значит, что это хорошо. Это вызывает отвращение. Понимаете, чем питается, к сожалению, народ? – возмутился художник.
Никас Сафронов рассказал, что видел Ольгу Бузову в нескольких телепередачах, и считает, что девушка ведёт себя слишком вызывающе. Кроме того, он признался, что петербурженка кажется ему некрасивой:
– У неё есть какая-то отрицательность. Бывают люди с разными чертами лица, некрасивыми, но они притягательны, – поделился художник. – Но тут…
По мнению художника, «творчество» Бузовой интересно лишь тем, кто родился в девяностых и вырос на шоу «Дом–2». Никаких 15 миллионов поклонников у неё нет и быть не может, уверен Сафронов. Но те, кто следит за её карьерой – как раз те самые жертвы «культуры поп-корна», считает он.
– Раньше отношения между людьми были другие, сор из избы не выносили. Было неправильно высказать свою проблему в мир, и уж тем более скрывали свои разводы, браки, какие-то семейные тайны. Сегодня все делают на этом пиар: выходят замуж, разводятся, отнимают наследство, дерутся… Другой мир, он изменился, потерялись человеческие ценности, – посетовал художник. – На всём этом делаются огромные деньги, люди легко идут на низменное, пагубное, непристойное.
Самым громкиандалом последнего времени, без сомнения, можно назвать историю французского актёра Сами Насери, известного по фильму «Такси». Насери попал в серьёзную переделку, отдыхая в Москве: по сообщениям СМИ, актёра избили в одном из караоке-баров, где он не поделил очередь к микрофону с одним из местных «талантов».
В беседе с журналистом Никас Сафронов рассказал, что французский актёр – его «хороший приятель», а также в принципе хороший и душевный человек, который очень ему симпатичен. В своё время художник даже рисовал его портрет. Кроме того, Никас Сафронов знаком и с братом звезды – Биби Насери.
– Они хорошие ребята, и они любят Россию, – отметил Сафронов. – Избить человека – это всегда неправильно. А избить Насери – это как обидеть ребенка или отнять у ребёнка последние деньги.
Тот факт, что сам Насери освещает этот скандал в СМИ, художник объяснил большой обидой актёра:
– Он обижен, расстроен. Конечно, обычно такое не выносится. Но это раздула пресса, и ему ничего не оставалось, кроме как принять правила игры.
Никас Сафронов рассказал также, что с братьями Насери он не только дружит, но и планирует совместные творческие проекты. Так, Биби Насери, по словам художника, собирается снимать о нём фильм.
За свою долгую жизнь и насыщенную карьеру художник рисовал многих знаменитостей. Так, у Аллы Пугачёвой есть два портрета его кисти, по одному портрету есть у Владимира Путина и Георгия Полтавченко.
– Я писал Меладзе, писал Газманова, которого очень люблю – мы дружим многие годы, – рассказал Сафронов.
Художник также вспомнил, как много лет назад, в 90-х нарисовал шарж на Сергея Шнурова – тогда, отдыхая между несколькими картинами, он часто рисовал быстрые шуточные наброски. Но целенаправленно «для себя» рисовать портрет лидера «Ленинграда» художник не стал бы:
– Он интересный человек, но не совсем мой герой, – пояснил художник.
А вот портрет президента Белоруссии Александра Лукашенко Сафронов написал по собственному желанию давно. И в скором времени, рассказал художник, лидер «соседей» приедет за картиной сам.
По словам художника, Лукашенко собирается по «своим политическим делам» в Москву, и по пути заедет в гости к Сафронову.
– Его посол со мной созванивался. Почему нет?
Эту картину художник нарисовал бесплатно – для души. Но вот, к примеру, портрет Бузовой или Тимошенко он просто так писать бы не стал. А вот за деньги – почему нет?
– У меня нет никаких преград, – пояснил художник. – Вот как хозяин магазина – к нему приходят разные люди, и он всем продаёт товар. Эти деньги я могу потратить на помощь детям, на постройку храма. У меня есть задумка построить храм в честь моего папы Степана – храм Святого Стефана, и в честь Святого Николая, моего ангела. Ещё я хочу помочь буддистскому храму в Южной Корее, где я был. Если люди платят – мы берём эти деньги и потом передаем в хорошие, нужные, полезные, духовные руки. Бесплатно – нет, мне это не интересно.
Как рассказал Никас Сафронов, его выставку планирует посетить и сам губернатор – но ближе к сентябрю.