Статья за «Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершённые в целях оскорбления религиозных чувств верующих», появилась в российском уголовном праве в 2013 году. В настоящий момент в Барнауле рассматривается резонансное дело Марии Мотузной, которой грозит пять лет за серию провокационных картинок. По мнению следствия, мемы унижают людей по признаку веры и расы.
На этом фоне в РПЦ предложили создать условиях для прекращения дел по статье об «оскорблении чувств верующих» в том случае, когда фигуранты соответствующих дел готовы выразить сожаление. Одновременно Mail.ru Group (владеет соцсетью «ВКонтакте») призвала амнистировать осуждённых за лайки и репосты, а также смягчить законодательство в данной сфере.
Отметим, что в Петербурге под подозрение в нарушении статьи неоднократно попадали известные люди. Если к просьбам церкви и бизнеса прислушаются, то, возможно, в скором времени жить им станет легче.
Американская певица Мадонна оскорбляла чувства петербургских верующих до того, как это стало мейнстримом. Концерт, состоявшийся в августе 2012 года, обернулся судебными разбирательствами. Поводом стала речь в поддержку сексуальных меньшинств. Организации «Профсоюз граждан России» и «Народный собор» оценили свои страдания из-за оскорблённых религиозных чувств в 333 млн рублей. Истцы опасались, что выступление артистки также может привести к снижению рождаемости, но в итоге так и не сумели отстоять свою позицию в суде.
Директор самого знаменитого петербургского музея Михаил Пиотровский также неоднократно обвинялся в оскорблении чувств верующих, и началось всё задолго до появления закона. Поводом для нападок служили, как несложно догадаться, различные выставки современного искусства.
В конце 2012 года более сотни посетителей пожаловались в прокуратуру на творчество братьев Чапмен. Им не понравилось то, что британцы распяли на кресте клоуна из «Макдональдса» и плюшевого мишку. Пиотровский в ответ заявил, что количество жалоб говорит о культурной деградации общества. Правоохранительные органы с ним, кажется, согласились.
Английский писатель Джон Роберт Толкин был известен своей набожностью, но и он умудрился спровоцировать резонансный скандал в России. В 2014 году в рамках продвижения очередного фильма трилогии «Хоббит» арт-объект «Око Саурона» хотели установить в «Москва-сити». Активист Дмитрий Энтео усмотрел в этом «символе зла» оскорбление чувств верующих. Тогда в пресс-службе «ВКонакте» заявили о готовности компании приютить «око» в своем офисе в Петербурге. На этот раз на защиту оскорблённых чувств горой встал депутат Заксобрания Виталий Милонов.
На родине в Ненецком автономном округе шаман Коля — знаменитость, но в Петербурге у него неожиданно возникли проблемы. По приглашению депутата-коммуниста Игоря Коровина прорицатель посетил Мариинский дворец. Там он общался с духами и провёл какой-то обряд, который должен был научить парламентариев писать нормальные законы. Кажется, не помогло. Зато прокуратуре пришлось проверять, не оскорбил ли незваный гость своими действиями верующих народных избранников. Поводом стало обращение другого депутата-коммуниста Константина Смирнова. В итоге решили, что никто ничьи религиозные чувства не оскорбил.
Александр Невзоров давно не скрывает, что предпочитает коней простым верующим людям. Казаки тоже любят коней, но ещё больше любят православие. Однажды они решили отправить жалобу в прокуратуру, обвинив журналиста в русофобии и оскорблении чувств верующих. Но и эта жалоба не имела серьёзных последствий. Теперь Виталий Милонов пытается оградить от пагубного влияния Невзорова музыканта Сергея Шнурова.
Ещё один бывший депутат ЗакСа Евгений Марченко как-то раз попытался всерьёз приструнить лидера группы «Ленинград». Он пожаловался в прокуратуру, обвинив Шнурова в оскорблении чувств верующих и ветеранов, а также пропаганде алкоголизма. Поводом стал знаменитый клип «В Питере — пить». В итоге прокуратура разрешила Шнурову пить дальше. Сам же артист в соцсетях заявил, что «пить вволю, пока ноги держат», приказал Пётр Первый. И при этот сослался на один из фейковых указов, приписываемых императору в интернете. Но, к сожалению, наказание за оскорбление чувств историков в законе пока не предусмотрено.
Отметим, что статусных людей по обсуждаемой статье к ответственности практически никогда не привлекают. Зато их истории показывают, как широко можно толковать данный вид оскорблений.