Петербургский альпинист Александр Гуков проходит реабилитацию в Москве. Ранее его доставили туда из Пакистана. Мужчина шесть дней провел на склоне горы без еды и связи.
На полное восстановление Александру Гукову потребуется около месяца, после чего, вероятно, альпинист начнет подготовку к следующим восхождениям. А пока он даже говорит с трудом. Организм сильно истощен недельной голодовкой и холодом. Тем не менее, спортсмен даже пытается шутить.
Это была вторая попытка Александра Гукова вписать свое имя в историю – покорить вершину Латок-1 с северной, почти вертикальной стороны. В прошлом году он не прошел маршрут из-за непогоды, пришлось вернуться. На этот раз все закончилось трагично. Напарник Александра Сергей Глазунов сорвался. Вместе с ним в пропасть улетел рюкзак с провиантом. Гуков семь дней провел на склоне. Как выжил, сам не понимает. Как всегда в подобных случаях в обществе разгорелась дискуссия – насколько оправдан такой риск?
Аргумент о том, что на спасение альпиниста государству пришлось потратить колоссальные средства, не совсем корректен. Гуков был застрахован на 20 тысяч долларов. Этих денег хватило на первые четыре дня спасательной операции. Остальное собрали единомышленники. Конечно, работало российское посольство в Пакистане и борт МЧС бесплатно доставил Гукова в аэропорт Жуковский. Это затратно, но, с другой стороны, россиянин мог стать первым, кто покорил бы эту вершину.
Однако главные претензии противников риска — не материальные. Ведь вместе с теми, кто хочет вписать свои имена в историю, в опасности оказываются и те, кто вызволяет их из беды. Пакистанские летчики сначала 15 минут лавировали около скалы – альпинист обмороженными руками никак не мог поймать трос. А в условиях разреженного воздуха это очень тяжело, лопастям не хватает подъемной силы. И самое главное – обессиленный Гуков не смог отцепить страховочный трос, которым был прикреплен к скале. Его пришлось вырвать с корнем.
— Вертолет в итоге начал подниматься, и Сашка не успел выщелкнуться, и тут произошло чудо! Вертолет вырвал пункт страховки. Если бы ключи были забиты более надежно, вертолет бы просто упал, — вспоминает альпинист, член Федерации Альпинистов России Александр Одинцов.
Похожая громкая история произошла 11 лет назад, когда шесть российских экстремалов тоже решили стать первыми, кто сплавится на катамаранах по горной реке Юрункаш. Российские и китайские спасатели искали их почти месяц. Спасти удалось лишь двоих. Один из выживших, Александр Зверев, несмотря не пережитый ужас, вернулся к водному спорту.
Спортсмену пришлось преодолевать появившиеся фобии, например, боязнь воды. Но тяга к острым ощущениям оказалась сильнее. Александр говорит, что прекрасно понимает Гукова, который снова рвется в горы.