Автоматизация захватывает духовную жизнь. В храме Рождества Иоанна Предтечи в деревне Юкки появился робот-звонарь. Мнение на этот счёт в церковных кругах неоднозначное, ведь возникает вопрос: есть ли что-то душевное в этой музыке?
Храм Рождества Иоанна Предтечи под Петербургом построили совсем недавно. Установили колокола, но звонить было некому. Тогда проблему решили для церкви кардинально: теперь чтобы запустить мелодию, звонарь больше не нужен — Колокольным звоном управляют роботы.
— Программа называется просто – «Электронный звонарь». Она позволяет управлять нашей системой колокольного звона. Выбираем мелодию, нажимаем «пуск» — и система практически мгновенно начинает работать, — рассказывает 78.ru директор компании по установке электронных звонарей Андрей Новиков.
Компьютер в небольшой каморке за алтарём полностью заменил звонаря. В списке программы сразу 50 мелодий – пара кликов и церковь перестаёт молчать. Безработного звонаря днём с огнём не сыскать – на все храмы не хватает. А тут всего-то пульт размером чуть больше телефона. И никакого человеческого фактора.
— Всё очень удобно и, что называется, дуракоустойчиво. Невозможно ничего испортить, — считает настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всецарица» иерей Олег (Герасимов).
Но именно в этом человеческом и есть то, что отличает игру звонаря от простого набора механических звуков.
— Электроника – это электроника, что она может передать? Это металлофон, это шарманка. Это бездушные удары, — не сомневается звонарь Спасо-Преображенского монастыря Владимир Дегтярёв.
В столичной школе звонарей просто не успевают готовить специалистов для всех новых храмов. И каждый выпускник уже на следующий день после окончания учёбы не сидит без работы.
— Автомат не подведёт в трудную минуту, но человек позвонит, конечно, лучше. Не так технично, но более духовно, — отмечает руководитель школы звонарей Илья Дроздихин.
И это похоже на настоящий колокольный раскол в церкви. Новые технологии – не то, что вытесняют звонарей, а занимают свободные колокольни. И не только свободные. В этом казанском храме систему установили, но звонаря всё равно наняли. На технику, как говорится, надейся, но сам не плошай.
— В любом случае, колокольный звон предусматривает ручное исполнение. И в случае, если вдруг что-то сломается, звон всё равно возможен, — говорит звонарь храма Сошествия Святого Духа Никита Шалдымов.
Несмотря на кажущееся удобство, в одном из старейших петербургских храмов идти на поводу у современных технологий не будут — размен духовности на работу бездушной машины постараются оттянуть.
— На колокольне – творчество каждого звонаря. Поэтому мы, пока есть живые исполнители, от этого отказались, — поясняет звонарь Князь-Владимирского собора Антоний.
Звонари-роботы – как раз тот случай, когда в церкви нет единого отношения к этому. С одной стороны ведь, действительно, не хватает звонарей на все храмы, но с другой – ничто не заменит исполнение колокольного звона живым человеком.