Специалисты Русского музея раскрыли секреты технологических исследований произведений искусства. Их проводят для того, чтобы максимально точно определить состояние экспонатов и выявить методы реставрации.
Под инфракрасными лучами раскрывается первоначальный замысел художника, о котором на протяжении нескольких веков не догадывались даже искусствоведы. На этом, пожалуй, самом знаменитом холсте «Медный Змий» русского живописца итальянского происхождения Федора Бруни — рептилий изначально было больше. Сотрудники Русского музея это выявили благодаря технологической экспертизе.
Благодаря высокочувствительной инфракрасной камере можно рассмотреть даже самые глубокие слои краски. На мониторе открываются скрытые подписи и буквально каждое движение кисти автора.
Химический анализ помогает специалистам определить, какие пигменты использовал художник и когда реставрировалась картина. Преимущество такого оборудования в том, что оно мобильное. Технологические исследования можно проводить практически в любых условиях. Ранее без такой техники самую крупную картину в собрании Русского музея — ее высота почти с двухэтажный дом (565 × 852 см) полноценно изучить было невозможно.
— Такие большеформатные вещи занести в лабораторию практически нереально. Наша лаборатория находится на третьем этаже, узкие дверные проёмы. Мы ограничены размером до двух метров. В этом случае используется только портативное оборудование для исследования, — рассказывает заведующий отделом технологических исследований Русского музея Сергей Сирро.
Помимо полотен в Русском музее исследовали и скульптуры. С помощью современного видеоэндоскопа специалисты «проверили самочувствие» например бронзовой фигуры императрицы Анны Иоанновны.
Пока технологические исследования произведений искусства проводились в тестовом режиме. Это оборудование, стоимостью около 80 млн рублей ещё только предстоит закупить. В Европе такие мобильные передвижные лаборатории работают уже давно. А первую в нашей стране подобную платформу министерство культуры планирует создать на базе Русского музея уже в ближайшее время.
Напомним, накануне сотрудники Русского музея обратились к руководству с призывом не допустить его разрушения. По их мнению, музейные фонды пока ещё не готовы к переезду.