В Петербурге многие родители скидывались на школьную форму задолго до того, как соответствующая строка появилась в законе «Об образовании». Причём некоторые перегибы наблюдались как вверх, так и вниз по ценовой шкале. Так, ещё в 2010 году экономные мамы и папы покупали школьную форму в Киргизии – цена такой одежды была просто мизерной. Правда, и качество было ровно таким же: костюмчики расползались молниеносно.
С другой стороны, многие петербуржцы предпочитали шить форму у известного петербургского модельера Елены Бадмаевой, Стаса Лопаткина или в модном доме Татьяны Парфёновой. В то время подобные элитные костюмчики могли обойтись в 20-50 тысяч без учёта стоимости ткани.
Сегодня школьная форма – столь же необходимая покупка в преддверии нового учебного года, как новый ранец или спортивный костюм. Роскачество выпустило 19 июля подробные рекомендации по выбору одежды для школьников. В первую очередь, рекомендуется обратить внимание на ткань: для «средней полосы» эксперты советуют покупать шерстяные юбочки и пиджачки.
При этом специалисты Роскачества призывают не бояться синтетики в составе ткани: 40-60 % синтетических волокон, по их заявлению, только улучшат качество формы. Остальные 60-40 % должны приходиться именно шерсть.
Впрочем, «идеальным» признаётся вариант, при котором ткань содержит 70% шерсти и 30% синтетики. А вот более 70 % синтетических волокон уже может нанести вред.
Эксперты ведомства отмечают: необходимо различать «синтетические» и «искусственные» волокна. Синтетика – это полиэстер, акрил и эластан, то есть ткани, которые создаются из продуктов нефтепереработки. А искусственные ткани (вискозу, например) делают из целлюлозы, и их носить гораздо более полезно, чем синтетику: они способны пропускать воздух и не вызывают раздражения.
В Роскачестве рекомендуют обращать внимание не только на верх костюма, но и на подкладку – она как раз должна быть выполнена либо из натуральных, либо из искусственных тканей (хлопок, вискоза и т.п.). Это поможет избежать множества проблем с кожей и здоровьем вообще.
Отметим, что о заболеваниях кожи и их тесной связи с плохими тканями подробно написано и в одном из документов, определяющих основные правила ношения школьной формы. Речь о пояснительном письме Министерства образования и науки от 2013 года.
В документе отмечалось, что контактный и атопический дерматиты напрямую связаны со «снижением функционального назначения одежды». Причём на контактные дерматиты приходится более 20 % всех заболеваний кожи. Всего же, по данным тех лет, болезни кожи занимают среди детей и подростков от 7 до 12% от всех недугов. И да, основной причиной возникновения дерматитов у школьников ведомство считает именно низкокачественную синтетическую одежду.
Впрочем, некоторые родители порой восстают против формы из шерсти – в ней якобы слишком жарко находиться в школе. Но состав ткани, как и бренд, родитель всегда может выбрать сам. Школа имеет право обязать лишь следовать некоторым общим требованиям к цвету и фасону.
Жалуются в сети и сами школьники: помимо того, что «джинсы и толстовка – это круто», молодёжь среднего школьного возраста признаётся, что форма «жаркая», постоянно пачкается и быстро покрывается катышками. Конечно, более дорогая и качественная форма вряд ли обладает подобными «антикачествами». Но, к сожалению, не все родители могут себе такую позволить.
Другие ученики, напротив, уверены: стильная школьная форма – это хорошо. Адепты такого взгляда приводят в пример японские и британские учебные заведения и мечтают о пиджаках со школьной символикой.
Школьная форма вернулась в нашу жизнь пять лет назад, в 2013 году. Однако совсем не в том виде, в каком помнят её звонкие пионеры, орлята и питомцы «Артека»: одного унифицированного фасона для всех мальчиков и девочек в стране не существует. А общий внешний вид форменной одежды для школьников определяется уставом самой школы.
Необходимость носить в стенах общеобразовательной Alma Mater форму была заявлена в законе «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. (273-ФЗ). Закон вступил в силу 1 сентября 2013 года – с этого момента родители и получили новую «повинность» в довесок к канцелярским товарам, модным ранцам, кроссовкам на физкультуру и прочим необходимым тратам.
Согласно одному из пунктов статьи 38 этого закона, право определять «требования к одежде обучающихся» было отдано на откуп самим школам. Однако устанавливать свои правила они обязаны «в соответствии с типовыми требованиями» своих регионов.
Чтобы пояснить множество непонятных моментов, Минобрнауки опубликовало 28 марта 2013 года письмо с рекомендациями «Об установлении требований к одежде обучающихся». В письме содержался разработанный ведомством «Модельный нормативный правовой акт субъекта РФ» – примерный образец требований региональных властей к школьной форме.
Многие регионы скопировали большую часть положений «Модельного акта», некоторые установили свои дополнения. В целом же, схема на сегодня проста: каждый регион страны имеет свои требования к школьной форме, при этом каждая школа устанавливает собственные критерии одежды для школьников, не выходящие за рамки этих требований. Впрочем, никакие требования не должны противоречить основным законам государства. Например – закону «О конкуренции».
Но отметим: «школа» в данном случае – это не только учителя и директор. Решение о внешнем виде формы должно приниматься при участии попечительского комитета, родительского комитета, а также остальных родителей – на общем школьном собрании. Если родители решили, что требования к форме, которые предлагает администрация школы, им не подходят – они имеют полное право отказаться.
При этом под «внешним видом» школьной одежды подразумевается её цвет и фасон, но никак не конкретная модель, артикул или производитель. Так, например, в школе № 349 Красногвардейского района Петербурга требования к форме весьма простые: «для мальчиков это классический черный костюм (может быть дополнен жилетом, брюки – не джинсы), для девочек – классический деловой костюм (пиджак, юбка/сарафан или брюки (не джинсы)». Подобные требования осуществить несложно, и форму такого типа можно купить практически у любого производителя.
А вот, например, у учеников начальных классов петербургской школы № 207 требования к одежде посложнее: «Мальчики: пиджак тёмно-синего цвета, чёрные брюки классического фасона, жилет синего цвета, рубашка светлых оттенков, галстук или бабочка в тон костюма. Девочки: пиджак бордового цвета, юбка-шотландка в синюю, зелёную, вишнёвую клетку с тонкой полоской белого, жёлтого и синего цветов установленного образца или сарафан. Жилетка бордового цвета, блузка светлых тонов. Разрешаются чёрные брюки классического стиля».
Но каким бы ни был фасон, выбирать магазин или портного родители должны сами. Кроме того, дети могут носить и школьную форму, сшитую мамами-мастерицами самостоятельно – если она соответствует требованиям школьного устава.
А вот посылать родителей в какой-то конкретный магазин или к конкретному производителю, и, тем более, за определённой моделью школа не имеет права. Во-первых, это противоречит закону «О защите конкуренции», да и в требованиях закона «Об образовании» нигде не значится необходимость закупать форму у одного производителя.
Во-вторых, родители не раз выступали против подобной практики, заявляя, что разным детям не может подойти один и тот же фасон. Конечно, мамы и папы могут договориться и закупиться школьной формой все вместе – для упрощения процесса и большей унификации внешнего вида ребят. Но требовать от вас этого никто не может.
Однако фасончик костюма – не единственная проблема современных школьников по сравнению, к примеру, с детьми девяностых. Согласно всё тому же пояснительному письму Минобрнауки, школьникам не следует носить в священных стенах школы одежду и аксессуары с символикой «асоциальных неформальных молодежных объединений», рисунками, намекающими на употребление психоактивных веществ и надписями, пропагандирующими «противоправное поведение».
Всё это кажется вполне адекватным и логичным: заявлять о свое конфронтации с миром подростки могут и вне школьных стен, а в классах предпочтительнее учиться и «не разжигать». Однако в своём уставе многие учебные заведения серьёзно дополняют перечень того, что школьникам нельзя.
К примеру, среди требований к внешнему виду учащихся школы № 320 Приморского района Петербурга – не только чистота и опрятность. В школе, по правилам, опубликованным на сайте учебного заведения, запрещены пирсинг, а также крупные кольца, кулоны и серьги, экстравагантные стрижки, яркие волосы и вечерний макияж. Что касается одежды – школьникам здесь нельзя носить короткие блузки и мини-юбки, кофточки с блестящей ниткой, прозрачные блузки и блузки с прозрачным вставками, декольте и спортивные вещи.
Конечно, лишить ребёнка возможности посещать школу за неподобающий вид учителя не могут. Но выговоры, классные часы и долгие беседы с родителями – все эти виды «оружия» в арсенале школы присутствуют.
Изначально школьная форма вводилась с несколькими исключительно благими целями:
Первые два пункта – бесспорное добро, ведь социальные взаимоотношения школьников всегда были непростыми, а порой и жестокими, и малейшие различия нередко провоцируют серьёзную агрессию. А вот удобство и эстетичность здесь нередко под вопросом.
Так, сами школьники признаются в соцсетях, что попытка «обратить внимание детей на уроки», а не на собственный внешний вид, терпит иногда крах: «Ученик будет думать об учёбе в привычной ему одежде, а не в неудобных и колючих брюках!» Но пока выбор школьной формы за родителями – этот пункт всегда можно учесть и «подправить».
Именно на качество школьной формы Роскачество вместе с Минпромторгом и планируют обратить внимание в ближайшее время. Производители одежды для школьников подвергнутся тщательной проверке: в рамках исследования эксперты ведомств закупят образцы формы в 27 регионах страны. Всего в ближайшее время проверке будет подвергнуто 62 различных бренда одежды для учащихся.
В первую очередь изучать и оценивать специалисты планируют качество тканей и уровень их обработки. Форму оценят по 60 различным показателям, среди которых – токсичность ткани и других элементов костюма, способность пропускать воздух, впитывать влагу, пиллингуемость (появление катышков), прочность, износостойкость и так далее. Представить результаты Роскачество обещает в августе, чтобы родители успели ознакомиться с исследованием и приобрести форму, учитывая советы экспертов.