В Петербурге разгорелся очередной скандал из-за старейшего в России, уникального круглого депо: градозащитников возмутило, что на одной из стен появилась металлическая «заплатка». Обычно такими вопросами занимаются специальные комиссии экспертов-реставраторов, однако в данном случае кто-то приколотил обычный гофрированный металл под цвет здания.
— Это замечательный памятник XIX века. Конечно, никаких работ ни на этом, ни на других объектах культурного наследия без согласования с КГИОП, без документации быть не должно, — отметил заместитель председателя петербургского отделения всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кононов.
Представители Октябрьской железной дороги, у которых депо находится в собственности, оправдываются, что это не ремонт, а просто временные меры безопасности: стена начала рушиться, и железнодорожникам стала угрожать реальная опасность.
— Чтобы избежать травмирования наших же работников, кусками штукатурки мы закрыли часть стены, — объяснил главный инженер локомотивного депо Кирилл Сидоренко.
В список объектов культурного наследия круглое депо на Обводном канале включили в 2001-м году. Его строили в середине XIX века, по проекту архитектора Рудольфа Желязевича. Это один из первых технических узлов ещё Николаевской железной дороги. Тут и в наши дни «кипит» работа. Раньше это было «паравозное стойло». Сюда заходили локомотивы, которым требовался ремонт. Со временем поворотный круг перенесли, но ремонтные участки тут остались. Сейчас здесь, например, находится электроцех.
Никаких элементов декора на этой стене нет, утверждает главный инженер депо. По его словам, она вообще пристроена гораздо позже — в советские времена. Это хорошо видно по форме окон. Впрочем, чиновники из комитета по охране памятников аргументы железнодорожников, похоже, всё равно не оценили. Или обиделись, что их даже не предупредили о временной конструкции.
— Данные работы проведены в нарушение процедуры, установленной федеральным законодательством об охране объектов культурного наследия и стали основанием для принятия комитетом соответствующих мер административного реагирования в отношении собственника указанного здания, — говорится в ответе КГиОП.
Протокол ушёл в Смольнинский суд и, скорее всего, вскоре руководство Октябрьской железной дороги заплатит штраф. Получается странный казус: и железнодорожники, и градозащитники считают, что заботятся о здании. Но объединять усилия не хотят.
Капитальный ремонт уникального депо начнётся через два года. И, судя по всему, споры вокруг памятника прекратятся только после окончания его реставрации.
Напомним, ранее сообщалось, что депо «Южное» отдадут метрополитену в сентябре.