В Петербурге пообещали резко увеличить затраты на развитие метрополитена. В настоящее время ежегодно на строительство новых станций тратится порядка 30 млрд рублей, эту сумму планируется поднять до 50 млрд. Об этом заявили на специальном совещании под руководством вице-губернатора Игоря Албина.
Но радоваться рано. Предполагается, что это должно произойти только с 2025 года. Так что запросто может получиться как в анекдоте про Ходжу Насреддина – к тому времени или ишак умрет, или Игорь Албин с Георгием Полтавченко уже не будут работать в Смольном.
Зато прямо сейчас планируется перейти на проектное управление развитием подземки. Под каждый объект будет создаваться отдельная рабочая группа. Одновременно в городе могут появиться подрядчики из других регионов. Это уже камень в огород «Метростроя», который на данный момент фактически является монополистом и в одиночку контролирует процесс строительства новых станций. Смольный давно конфликтует с руководством организации и пытается искать ей альтернативы. Ранее подобные попытки уже приводили к срыву работ.
Зампред комитета по развитию транспортной инфраструктуры Михаил Королев заявил, что компания не успевает осваивать все выделяемые на строительство средства.
- Возможности подрядной организации весьма ограничены, непонятна система внутренних взаимоотношений в организации – это многословный пирог с дочерними акционерными обществами, - согласился Игорь Албин.
Он заявил, что городу не стоит быть заложником одной-единственной организации.
В настоящее время Смольный через комитет имущественных отношений и ГУП «Петербургский метрополитен» имеет меньше половины акций компании. Больше трети принадлежит Вадиму и Николаю Александровым – отцу и сыну. Считается, что именно они контролируют «Метрострой», из-за чего у компании регулярно возникают проблемы с городской администрацией. Ведь речь, как уже упоминалось, о трех десятках миллиардов рублей, ежегодно осваиваемых из бюджета.
Споры чиновников с «Метростроем» давно вышли за пределы кабинетов. Во взаимных претензиях приходится разбираться судам и правоохранительным органам. В «Метрострое» утверждают, что запросто могут освоить и больше денег, если проектно-сметная документация будет поступать вовремя. Еще в конце мая там жаловались на то, что город так и не перевел 10 млрд рублей за строительство «Беговой» и «Новокрестовской». Стороны выставляют друг другу взаимные претензии.
Крайними в этих разборках нередко становятся обычные рабочие. В частности, большой резонанс получил скандал вокруг задержек зарплат сотрудникам одного из подрядчиков «Метростроя» - компании СМУ-11. Они не получали денег с осени прошлого года, но долгое время многочисленные жалобы не давали результата. Ситуация сдвинулась с мертвой точки только после того, как был остановлен щит, прокладывающий тоннель между «Театральной» и «Горным институтом».
При этом Смольный пытается вернуть сотни миллионов рублей, которые якобы были выплачены за невыполненные в итоге работы. В 2016 году в офисе «Метростроя» и в доме совладельца компании Вадима Александрова прошли обыски. Возбужденные уголовные дела обернулись арестами топ-менеджера «Метростроя» Николая Казнина и Дмитрия Ильченко, возглавлявшего еще одного подрядчика компанию «Петрострой». В 2017 году в «Метрострое» провели рокировку, Николай Александров сменил отца на посту гендиректора, но, как видно, остроты конфликта это кадровое решение не уменьшило.
В Смольном намекнули, что готовы искать замену «Метрострою» в масштабах всей страны, но на самом деле вариантов не так много, как кажется, а подобные попытки предпринимались и раньше. Самая известная из них связана с идеей построить электродепо «Южное» с помощью «Трансстроя». В итоге, как известно, компания не справилась ни этой задачей, ни с достройкой стадиона на Крестовском острове. Контракт пришлось расторгать, а объект в итоге сдали позже срока. Печально, если нечто подобное произойдет и при строительстве станций.
Разумеется, «Метрострой» не является незаменимым. То же депо теперь благополучно достраивает «ЛенСпецСМУ». И претензии к непрозрачности монополиста могут иметь под собой серьезные основания. Вот, только хочется, чтобы в будущем подобные споры хозяйствующих субъектов решались так, чтобы их заложниками не становились обычные петербуржцы. Те, что трудятся на строительстве подземки, и те, что десятилетиями ждут новых станций.