Участники отряда «Доброволец» продолжают искать родственников ленинградцев, погибших в августе 1941 года. Более 70 лет почти полторы сотни человек считались пропавшими без вести и только недавно поисковики обнаружили останки бойцов 4-й роты 3-й Фрунзенской дивизии. Как сообщалось ранее, на сайте 78.ru размещена вся известная информация о солдатах и их родных, а также адреса, где они жили до войны.
Найти рядом с останками бойца маленькую пластмассовую капсулу — это для поисковика самая настоящая удача. Бумага, пролежавшая в земле несколько десятков лет, буквально рассыпается на глазах. Задача участников отряда — осторожно извлечь вкладыш смертного медальона, не повредив при этом хрупкий материал.
— Там писался адрес семьи, кто-то успевал заполнить, кто-то нет, кто-то писал сразу два адреса — всё это отправная точка для поисков ленинградцев, — делится хранитель фондов музейного комплекса СПбПУ Александра Лапченко.
4-я рота 3-го Выборгского стрелкового полка 3-й Фрунзенской дивизии народного ополчения числилась пропавшей без вести с августа 1941 года. Почти полторы сотни молодых бойцов пали в боях в карельской тайге под деревней Сяндеба. Их останки нашлись только совсем недавно. Среди погибших — Михаил Викентьевич Тарасевич, стрелок. Он ушёл на фронт добровольцем, ему не было ещё и тридцати лет.
— Где-то в документах искали, но никаких данных, ничего нет. Пришло сообщение, что он погиб под Олонцом — больше никаких известий найти не удалось, — говорит Алексей Яковлев, внучатый племянник Михаила Тарасевича.
Останки рядового Тарасевича обнаружили одними из первых, когда поисковый отряд нёс вахту под Сяндебой осенью прошлого года. Уже подмораживало и было решено вернуться на место сражения весной. Оказалось, здесь в боях за Олонец погибла вся 4-я рота. Личности погибших определили по смертным медальонам и по подписным вещам.
— Подписных вещей не так много. Люди не собирались воевать: считалось, что «мы сейчас финов за кордон выкинем и война закончится», — отмечает командир поискового отряда «Доброволец» СПбПУ Александр Новокшонов.
Солдаты подписывали каски, ложки, кружки. Делали это, в основном, для соблюдения гигиены. Никто из них тогда, наверное, и не думал, что написанное на жестяном котелке имя спустя несколько десятков лет станет ниточкой, которая поможет снова связать их с потомками.
В Петербурге памятник добровольцам 3-й Фрунзенской дивизии народного ополчения находится на проспекте Славы. Он был открыт 3 мая 1990 года. И если раньше сюда приходили почтить память пропавших без вести солдат, то, благодаря поисковикам, 4 августа под Сяндебой ленинградцы, наконец-то, будут похоронены как и должно героям.