Прямой эфир

Китаец мимо не пройдёт: ещё одно сражение крепости «Орешек»

Юлия Карнаева
18 июля 2018, 11:48
Неприступный российский форпост в истоке Невы сегодня борется за внимание туристов.
Фото: Юлия Карнаева, 78.ru

Легендарная шлиссельбургская крепость с момента своего основания в 1323 году не раз давала отпор врагу. За 7 веков всего 90 лет в руках шведов под именем “Нотебург”. Отвоеванная Петром Великим во время Северной войны, она была наречена “Шлиссельбург” - “ключ-город”. На ее счету 500 дней под натиском гитлеровцев. Уже тогда этот уникальный форпост был признан памятником истории, и немцы во что бы то ни стало стремились не просто прорвать оборону, а полностью разрушить его. Крепость не была взята и блокадное кольцо не замкнулось вокруг Ленинграда.

E

«Орешку» довелось пережить 200 лет в качестве политической тюрьмы, ставшей домом для представителей царской семьи, революционеров, общественных деятелей и писателей. Повороты истории, разумеется, отразились на внешнем облике островного форпоста. Из деревянного укрепления, она превратилась в каменную твердыню, звенящую металлом «Русскую Бастилию», памятник русского оборонительного зодчества.

E

Следующая битва «Орешка» была со временем. Около 30 лет без реставрации - шутка ли, для островного мемориала под открытым небом. Из-за капризов погоды крепость частично разрушилась, а комплексы начали ржаветь. Хранителям Орехового острова удалось придать памятнику былой вид, но это только оттянуло масштабную «консервацию» на непонятный срок. Для полного восстановления все еще требуется 8 млрд. рублей.

E

В этом году музею в крепости «Орешек», входящему в состав Музея истории Санкт-Петербурга, исполняется 90 лет. За эти годы была проделана колоссальная работа по воссозданию крепости и превращению ее в образцово-показательный музейный объект.

E

Перед сотрудниками стоит важная задача - привлечь на Ореховый остров туристов. Их поток, хоть и увеличивается с каждым годом, но все же цифры далеки от желаемых. И дело здесь уже не в реставрации, а в инфраструктуре как на острове, так и в самом Шлиссельбурге. Кафе, гостиницы и даже причалы либо далеки от туристического уровня, либо вообще отсутствуют.

E

Пока одни ждут появления «волшебного» инвестора, способного вернуть к жизни Шлиссельбург, музей решил сделать ставку на китайского туриста. Руководство не понаслышке знает о печальном опыте Петропавловской крепости, через которую тысячи китайских туристов пробегают, не оставив в бюджете ни копейки. Но с «Орешком» такой трюк не пройдет, уверены хранители форпоста. Чтобы добраться до острова придется воспользоваться услугами речного теплохода и за вход на территорию крепости без оплаты не пройти.

E

Китайский турист - непростой. Красивых пейзажей, памятников и русских тюрем ему мало. В качестве «изюминки» предлагают кафе-шатер с аутентичной советской обстановкой: пропагандистские плакаты, алюминиевые кастрюли, кружки и поварешки. Старшее поколение китайцев особенно тяготеет к истории СССР, но одним советским наследием сыт не будешь.

E

Чтобы поладить с иностранным туристом, нужно говорить и писать на его языке. Кроме того, китайцы - групповые туристы, требующие опеки и сопровождения. Для успешной реализации идеи, музею придется увеличить штат, а значит вновь поднять вопрос финансирования.

E

Попытки хранителей крепости «Орешек» исправить положение достойны уважения. Но почему объект культурного наследия, находящийся на «золотой» водной артерии, которая ведет в Кижи и Валаам, до сих пор остается без внимания туристических гуру-менеджеров - загадка.