Прямой эфир

Режиссёр Дмитрий Месхиев: «Я бы очень хотел снять антитеррористическое кино»

Маргарита Звягинцева
16 июля 2018, 19:29
Автор сверхуспешной военной драмы «Батальонъ» готовится выпустить осенью новый фильм с Сергеем Гармашом в главной роли. В интервью 78.ru петербургский режиссёр рассказал о новой картине, возрождении российского кино и корнях любви к военным фильмам.
Фото: 78.ru

Пронзительная история для разных поколений

Грядущей осенью, 25 октября в свет выйдет новый фильм Дмитрия Месхиева – «Два билета домой». Картина расскажет противоречивую историю человеческих отношений, одновременно очень простую и сложную. Главная героиня – юная воспитанница интерната, расположенного где-то глубоко в провинции – стоит на пороге новой, взрослой жизни. Она оканчивает учёбу и готовится уехать в Петербург, чтобы осуществить мечту – стать стюардессой.



Однако неожиданно оказывается, что девушка – не сирота. Где-то в местах не столь отдалённых досиживает срок её родной отец. Обстоятельства, при которых он получил судимость, довольно жуткие. Шокированная Люба отправляется к отцу, но совсем не для того, чтобы получить родительское благословение.

Кадр из фильма
Кадр из фильма "Два билета домой"/ Фото: culture.ru

Роль юной сироты в картине сыграла 23-летняя Мария Скуратова, а вот образ её отца достался Сергею Гармашу. И совершенно не случайно. Актёр является также одним из авторов сценария и продюсеров этого фильма.

– Вообще идея этой истории принадлежит Сергею Гармашу, – рассказал Дмитрий Месхиев 78.ru.– Когда-то, несколько лет назад он позвонил мне, мы пошли пить кофе, и он рассказал мне эту идею – буквально в нескольких фразах. Мне она очень понравилась, и я сам предложил ему написать сценарий. Писали мы вместе, у нас был ещё один соавтор – Ольга Ошмянская. Довольно долго писали. И вот, когда завершили сценарий, как-то не сговариваясь решили, что и продюсировать этот фильм будем тоже совместно.

Дмитрий Месхиев и Сергей Гармаш/ Pr Scn youtube.com/ KinotavrTV
Дмитрий Месхиев и Сергей Гармаш/ Pr Scn youtube.com/ KinotavrTV

«Два билета домой» – картина, снятая для разных поколений. Зритель «за 40» и старше с удовольствием в очередной раз посмотрит на прекрасную игру обаятельного Сергея Гармаша, а молодёжь найдёт в картине немало ровесников, которым всегда проще сопереживать.

– Это фильм про отцов и детей. Мы старались сделать так, чтобы он был интересен разным возрастам, – поделился Дмитрий Месхиев.
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Два билета домой"/ Pr Scn youtube.com/ Кино ТВ

Получилось ли воплотить в жизнь идею Сергея Гармаша? По признанию петербургского режиссёра, судить об этом можно будет только осенью, когда фильм увидит широкая аудитория. Пока «Два билета домой» появлялись на большом экране лишь в рамках фестиваля «Кинотавр».

– Я очень хотел, чтобы люди переживали и как-то пронзительно относились к тому, что увидели. Если это получилось – значит, зритель будет сопереживать тому, что вышло. Но посмотрим, как это будет на экране, – отметил режиссёр.
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Два билета домой"/ Pr Scn youtube.com/ Кино ТВ

«Пришло время делать трепетные, человеческие фильмы»

Заставить зрителя сопереживать, сочувствовать героям было, по признанию создателя картины, одной из важнейших задач. «Два билета домой» – фильм о человечности и милосердии, один из тех, какие всегда особенно любили в нашей стране. По мнению режиссёра, сегодня вновь наступает время подобных картин:

– Я считаю, что для нашего экранного кино пришло время делать фильмы пронзительные, трепетные, человеческие, такие, чтобы зритель мог переживать. Такие фильмы идут в кинотеатрах во всём мире, у них есть свой зритель. Наш зритель вырос, повзрослел, и мне кажется, что это может быть людям интересно. Поэтому мы стремились сделать простую, пронзительную человеческую историю. Чтобы можно было поплакать, попереживать, как-то душевно отнестись к тому, что видишь на экране. При этом, мы старались сделать достаточно интересный сюжет, с неожиданными сюжетными разворотами.
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Два билета домой"/ Pr Scn youtube.com/ Кино ТВ

У подобных историй, отметил режиссёр, всегда был и будет свой зритель:

– Я уверен, что он есть и сейчас. Мне кажется, интерес к человеческим историям и не пропадал. Просто мы их мало делали. В нашей стране кино только начинает возрождаться, и поэтому спортивные, военные, патриотические фильмы, комедии, естественно, набирают сейчас очень много зрителей. Но человеческие истории тоже нужны. И тоже, с моей точки зрения, должны быть. Тем более, что они и стоят значительно дешевле, чем, например, военные картины или большие патриотические фильмы.


Дмитрий Месхиев уверен: российский кинематограф действительно переживает сейчас период обновления и возрождения.

– Показатели увеличения зрительской аудитории у отечественного кино говорят сами за себя. Я не могу сказать, что сейчас мы совсем на белом коне. Но, в любом случае, уже есть картины, у которых большие кассовые сборы. Зритель на них ходит и они становятся лидерами проката, – отметил режиссёр. – Я бы не был бы в эйфории по этому поводу, потому что, с моей точки зрения, это ещё начало. Но начало-то есть, и оно успешно!

E


Вопросы успеха и зрительской любви

Конечно, снять качественное успешное кино, которое не просто соберёт кассу, но станет настоящим событием в отечественном (а может, и мировом) кинематографе – дело непростое. Летопись мирового кино полна историй о том, как крупные бюджеты «вылетали в трубу» из-за скучных сюжетов, а экранизации интереснейших книг вызывали лишь негатив из-за плохой реализации. Но что же нужно для успешного кино на самом деле?

– С моей точки зрения, самое главное – всегда, во всём мировом кино – это история, сюжет. Самое главное – про что, о чём кино, – поделился Дмитрий Месхиев. – Кроме того, с моей точки зрения, чрезвычайно важно, чтобы это было сделано качественно, на высоком международном уровне. А дальше – важно попасть в любовь зрителей. Но это уже чудеса. Потому что бывают очень странные ситуации с фильмами, которые изначально казалось, что не будут смотреть. А потом оказывается, что их очень полюбили и смотрят. Я делал довольно кассовое кино, и могу сказать, что в успешности картины очень много нюансов.


E


На успех влияет, конечно, и бюджет, и актёрская игра, но последнее – в значительно меньшей степени, отметил режиссёр. Особенно в России, где пока практически нет громких имён, увидев которые на афишах, зритель немедленно променял бы свои деньги на билет.

– У нас пока нет института звёзд, на которых бы шли, которые могли бы повлиять на кассовые сборы кино. За исключением буквально трёх-четырёх артистов, – отметил Дмитрий Месхиев. – Но вообще у нас много молодых хороших артистов. У нас в принципе неплохая актёрская школа. И я могу сказать, что проблем с артистами в нашем кино нет.

Война как срез оголённых человеческих чувств

В 2015 году вышел, пожалуй, самый успешный фильм как самого Дмитрия Месхиева, так и всего российского кинематографа этого года – «Батальонъ». Картина, основанная на реальных событиях, развернула перед зрителем историю женского батальона смерти, защищавшего страну в годы Первой мировой войны.

Кадр из фильма
Кадр из фильма "Батальонъ"/ Pr Scn youtube.com/ KINOFABRIKA

Фильм получился одновременно пронзительной человеческой драмой и масштабным историческим боевиком. Он снискал огромное количество премий не только в России, но и во всём мире. Четыре «Золотых орла» (и ещё пять номинаций), две номинации на «Нику», приз «За лучшую режиссуру» на американском кинофестивале The Honolulu Film Awards, целый ряд наград на международном кинофестивале в Мумбаи, «Лучший иностранный фильм» на кинофестивале в Калифорнии, четыре премии первом Международном кинофестивале стран БРИКС в Йоханесбурге – и ещё много, много других наград.


E


Дмитрий Месхиев рассказал, что картину делали «зрительской»: чтобы это, с одной стороны, женское кино с удовольствием смотрели и мужчины – в конце концов, фильм о войне. Но «Батальонъ» – не первая картина петербургского режиссёра на военную тематику. Немало наград завоевал и фильм 2004 года «Свои» – драма о событиях 1941 года, развернувшихся в одной из захваченных немцами деревень.

– Мне нравится снимать войну, снимать боевые действия. Нравится придумывать, воплощать их, – признался режиссёр. – Более того, фильмы про войну интересны мне ещё тем, что в военное время можно увидеть «оголённые» человеческие проявления. Люди в таких суперэкстремальных условиях могут проявлять себя совершенно неожиданно. И можно снимать совершенно неожиданные вещи, характеры и так далее.

Кадр из фильма
Кадр из фильма "Свои"/ Pr Scn youtube.com/ enisey039

Взглянуть на «тёмную сторону» человеческой натуры, обнажаемую войной, любят многие его коллеги по цеху, отметил Дмитрий Месхиев:

– Я не одинок в этом – очень многие режиссёры снимали военные картины, потому что во время войны людские отношение оголены, чувства оголены, проблемы оголены, и это всегда кино про что-то экстраординарное.

Но снимать боевые действия, конечно, очень непросто. Это не только дорогое, но и сложное технически «удовольствие».

– Это тяжёлая, скрупулёзная, сложная, но очень интересная работа, – поделился режиссёр.

Фото: Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма "Брестская крепость"/ Pr Scn youtube.com/ Александр Жуматий

Кинематографическая мечта

Впрочем, автор «Батальона» рассказал, что любит снимать самое разное кино – как жанрово, так и стилистически, и, конечно, тематически. Просто потому, что интересно подходить к киноискусству с самых разных сторон.

Делиться идеями в кинематографе, как и в любом другом виде искусства, не принято – потому что «все друг у друга воруют», заявил Дмитрий Месхиев. Тем не менее, в интервью 78.ru он рассказал, какой фильм действительно мечтает снять:

– Я бы очень хотел снять антитеррористическое кино. С моей точки зрения, это очень большое упущение, что мы не делаем такие картины. Потому что нашу страну эта проблема касается напрямую. И раньше касалась. У нас было очень много грустных и трагических эпизодов, связанных с терроризмом – и я не беру сейчас только Кавказ. Мне кажется, что про это нужно делать кино.
Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

Проблемы театра и пути их решения

Творческая жизнь петербургского режиссёра связана не только с кинематографом. С 2015 года Дмитрий Месхиев является главой Театрально-концертной дирекции Псковской области. Дирекция объединяет Псковский академический театр драмы имени А.С. Пушкина, областную филармонию, театр кукол, детскую театральную школу-мастерскую и ещё целый ряд клубов, галерей и проектов.

Осенью 2018 года в Петербурге на базе Александринского театра пройдёт очередной Международный театральный фестиваль «Александринский». Примет в нём участие и подшефный петербургскому режиссёру Псковский театр драмы со своим спектаклем «Река Потудань».


E


Следующий же, 2019 год объявлен в России Годом театра. Дмитрий Месхиев отметил, что у российских театров очень много проблем и вопросов.

– Российскому театру очень много чего не хватает. В первую очередь – закона о театре, определённых актов, определённых шагов правительства, чтобы выровнять театральную ситуацию.


E


Самый серьёзный «перекос», по мнению режиссёра, наблюдается между столичными и провинциальными театрами. И этот разрыв необходимо хотя бы частично залатать.

– Провинциальные театры живут по совсем другой системе, нежели федеральные, – отметил Месхиев. – В провинции жизнь театра зависит от губернатора – любит губернатор театр или нет. Если он любит театр – с театром всё хорошо. А если не любит – с театром всё плохо. Вот так не может, не должно быть.
Спектакль
Спектакль "Река Потудань"/ Фото: vk.com/drampush

Функционирование театров необходимо регламентировать по всей стране, уверен глава Псковской театральной дирекции. И не только в финансовом плане – необходимо регламентировать управление театром, контрактную систему и многое другое.

– У жизни театра, с моей точки зрения, вопросов очень много. И если в Год театра хоть часть из них будет решена, и не только на уровне Союза театральных деятелей, но и на уровне Министерства культуры, на уровне Правительства, тогда это будет очень серьёзный сдвиг для жизни российского театра, – подчеркнул Дмитрий Месхиев.